У банков есть нормативные документы от ЦБ, где расписаны все операции, которые, по мнению ЦБ, являются необычными.
Это приказ № 375-П от 2 марта 2012 года, в который внесены изменения, действующие с 1 октября этого года. В частности в классификатор признаков, указывающих на необычный характер операций.
- Так как сейчас многие бизнесмены выстраивают свои модели бизнеса с «генератором наличных», то им нелишним будет узнать, какие признаки характеризуются банками в качестве подозрительных. Для того, что бы избежать участи «доморощенных оптимизаторов».
Признаки будем публиковать выборочно, только те, которые считаем распространенными, целиком любой может посмотреть в самом документе, благо он лежит в открытом доступе.
Классификатор поделен на подразделы, сначала идут «общие признаки».
И первый из них это: «Запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, либо несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, а также несоответствие характера операции (сделки) клиента заявленной при приеме на обслуживание и (или) в ходе обслуживания деятельности»
Абсолютно понятно, что ваше ИП должно быть похоже на настоящее и не стоит монтажникам принимать платежи за транспортные услуги или платить за оптовую партию мяса. Объяснить «кривую» сделку вы конечно сможете (наверное), но кто вас будет слушать?
Следующий заслуживающий внимания признак это: «Отказ клиента в представлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ».
В данном случае все абсолютно понятно и прозрачно: не представил документы по запросу банка – получи блок на счет, представил – с вероятностью х% получишь блок на счет (хотя может и пронести).
Некоторые признаки мы не будем комментировать, предоставив вам возможность самим оценивать в каких ситуациях данный признак будет иметь значение.
К примеру: «Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества».
Как говорится, в любой непонятной ситуации не вноси изменений в согласованную с банком сделку.
Еще один общий признак, заслуживающий нашего внимания это: «Явное несоответствие операций, проводимых клиентом, общепринятой рыночной практике совершения операций».
Тут уже сами оценивайте критически, похожи ваши операции на настоящие или они выглядят сомнительно.
Важный признак, операции, которая используется для переброски денег на «нужный» счет: «Возврат клиентом денежных средств контрагенту в течение короткого промежутка времени на счет данного контрагента, открытый в банке, отличном от банка, с открытого счета в котором данные денежные средства поступили клиенту».
То есть, если деньги пришли с одного банка и тут же возвращены по каким-то основаниям в другой банк, то банк сразу же заинтересуется данной операцией.
Это приказ № 375-П от 2 марта 2012 года, в который внесены изменения, действующие с 1 октября этого года. В частности в классификатор признаков, указывающих на необычный характер операций.
- Так как сейчас многие бизнесмены выстраивают свои модели бизнеса с «генератором наличных», то им нелишним будет узнать, какие признаки характеризуются банками в качестве подозрительных. Для того, что бы избежать участи «доморощенных оптимизаторов».
Признаки будем публиковать выборочно, только те, которые считаем распространенными, целиком любой может посмотреть в самом документе, благо он лежит в открытом доступе.
Классификатор поделен на подразделы, сначала идут «общие признаки».
И первый из них это: «Запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, либо несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, а также несоответствие характера операции (сделки) клиента заявленной при приеме на обслуживание и (или) в ходе обслуживания деятельности»
Абсолютно понятно, что ваше ИП должно быть похоже на настоящее и не стоит монтажникам принимать платежи за транспортные услуги или платить за оптовую партию мяса. Объяснить «кривую» сделку вы конечно сможете (наверное), но кто вас будет слушать?
Следующий заслуживающий внимания признак это: «Отказ клиента в представлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ».
В данном случае все абсолютно понятно и прозрачно: не представил документы по запросу банка – получи блок на счет, представил – с вероятностью х% получишь блок на счет (хотя может и пронести).
Некоторые признаки мы не будем комментировать, предоставив вам возможность самим оценивать в каких ситуациях данный признак будет иметь значение.
К примеру: «Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества».
Как говорится, в любой непонятной ситуации не вноси изменений в согласованную с банком сделку.
Еще один общий признак, заслуживающий нашего внимания это: «Явное несоответствие операций, проводимых клиентом, общепринятой рыночной практике совершения операций».
Тут уже сами оценивайте критически, похожи ваши операции на настоящие или они выглядят сомнительно.
Важный признак, операции, которая используется для переброски денег на «нужный» счет: «Возврат клиентом денежных средств контрагенту в течение короткого промежутка времени на счет данного контрагента, открытый в банке, отличном от банка, с открытого счета в котором данные денежные средства поступили клиенту».
То есть, если деньги пришли с одного банка и тут же возвращены по каким-то основаниям в другой банк, то банк сразу же заинтересуется данной операцией.
Последнее редактирование: