Порция страхов основателей стартапа
Заказчиком был стартап, созданный группой друзей и бывших коллег. Они разработали собственную платформу управления маркетплейсами, которая стала неожиданно хорошо продаваться и приносить первые деньги. К январю 2023 года у них сложилась типичная для тысяч стартапов история: есть инновационная, работающая и успешная платформа, но будучи технарями, а не предпринимателями они не знали, как ее легализовать и монетизировать.Мы просто захотели вместе начать свое дело и придать нашей платформе развитие и официальный статус, но при этом столкнулись с таким количеством вопросов, что стало ясно: сами не осилим.
Максим, один из основателей стартапа
Три главных вопроса заказчиков:
- Как создать компанию и на каких условиях ее учредить, чтобы никто никого не «кинул» и все было по-справедливости?
- Как новую облачную платформу оформить на компанию, чтобы официально предоставлять к ней SaaS-доступ (программное обеспечение как услуга) и получать с этого официальный доход?
- Как договориться о будущем распределении прибыли и порядке управления?
10 шагов от идеи до бизнеса: чем помогли юристы?
Мы сопроводили процесс открытия компании от А до Я, начиная с осмысления будущего бизнеса до его регистрации в ФНС, и ввели в состав учредителей инвестора. Опишу в десять шагов:- Провели интервью и анкетирование основателей.
- Подготовили необходимые документы для открытия компании и фиксации договоренностей.
- Разработали опционную программу и продумали модель вхождения инвестора.
- Поставили программное обеспечение (ПО) на баланс компании.
- Дали консультации по регистрации товарного знака и ПО в Роспатенте, чтобы защититься от копирования и кражи.
- Подготовили клиентские оферты и политики
- Прошли проверку инвестором (due diligence) и доказали ему «чистоту» бизнеса.
- Подготовили список заверений и гарантий для проведения сделки.
- Сопроводили сделку купли-продажи
- profit!
Результат работы
Регистрация компании и подготовка к сделке заняла чуть больше месяц. По итогу учредители получили легальное рабочее ООО, которую они успешно «завели» в Сколково как резидента. Инвестор же безопасно и удачно вложил деньги и получает свою долю прибыли: «Бизнес плывет как ледокол».В чем боль клиента и похожих компаний?
Боль № 1. Незнание законов и процедуры регистрации. В основе стартапа были четыре молодых предпринимателя, неопытных в правовых вопросах и неспособных определить базу: в какой форме зарегистрировать бизнес — ИП, ООО или ПАО? Как сэкономить на налогах и передать в собственность своей же фирмы разработку и защитить ее от третьих лиц?Боль № 2. Нет опыта взаимодействия с инвесторами — много страхов и неуверенности. Ребята опасались «кидка» и хотели заранее продумать рабочую модель сотрудничества между учредителями и инвестором. Стартаперы стремились к максимально безопасной модели вхождения покупателя, а он, в свою очередь, требовал определенности и полный пакет документов.
Шаг 1. Готовим сделку
В первую очередь мы проинтервьюировали всех основателей стартапа, чтобы понять их ожидания от нового бизнеса. К примеру, чем каждый из них будет заниматься и что мечтает реализовать. Интервью проводили с помощью опросника.Пример опросника, всего в нем 11 разделов: от описания программного обеспечения до сценариев, что будет если один из партнёров «кинет» других.
Шаг 2. Составляем дорожную карту
Изучив анкету, мы выяснили потребности и клиента и сформировали дорожную карту, то есть детально изложили порядок работы над проектом: от регистрации фирмы до продажи ее доли.После анкетирования мы вместе с учредителями составили Соглашение о намерениях, дабы юридически оформить желание перевести стартап в официальный бизнес.
Шаг 3. Оформляемся: пакет документов для регистрации
Третьим шагом стала подготовка пакета документов для создания компании под параметры клиента: учредительный и корпоративный договор с фиксацией всех договоренностей, а также уставные бумаги.Также составили мелкие документы, необходимые для создания компании: протокол собрания, трудовой договор с генеральным директором, заявление в налоговую службу. Готовый пакет подали в ФНС и успешно зарегистрировали бизнес.Подчеркиваю: разрабатывая устав общества, мы использовали не шаблон, а вручную прописывали его положения. В том числе пункты о защите учредителей: от внезапной продажи доли одним из партнеров и от автоматического вхождения в общество наследников — о нехорошей истории, которая приключилась из-за того, что такой защиты не прописали, рассказывал в этом кейсе.
Вуаля: стартап стал официальной компанией с директором и записью в ЕГРЮЛ
Шаг 4. «Обвязываем» цифровые активы
Для этого собрали у разработчиков информацию о программе, ее функциях и внесли эти данные в документы для передачи платформы в собственность новой компании. Так разработка получила официальный статус и законного владельца. Дополнительно узнали, какие услуги продают ребята и подготовили договоры-оферты для легализации сайта и SaaS-модели.Чтобы продать бизнес, необходимо максимально полно описать и придать юридический статус активам. В нашем случае основным активом была программная платформа или проще говоря программное обеспечение (ПО). Мы придали всем его элементам правовой статус, то есть провели «юридическую обвязку».
Публичная оферта для официального сайта компании
В качестве меры дополнительной предосторожности ребята захотели зарегистрировать свою разработку в Роспатенте, в чем мы их и проконсультировали.
Шаг 5. Готовим компанию к продаже
После того как компания и разработка была официально зарегистрированы, а платформа, сайт, домен и прочее «обвязаны», провели переговоры с инвестором и продавцами и составили План сделки купли-продажи.В плане сделки мы учли обязательства учредителей перед бывшим работодателем, наличие брачных договоров и наличие опционной программы.
С какими сложностями мы столкнулись и как их решали?
В ходе проекта мы столкнулись с несколькими нюансами. Ни один из них не был критичным, но мог замедлить ход проекта.Отсутствие опыта и излишняя суета учредителей
Заказчиками были молодые предприниматели, которые поначалу всего боялись и излишне суетились. Мы понимали, что это нормально, успокаивали их в случае опасений, были круглыми сутками на связи и вели через весь процесс «за ручку». Для нас это не в новинку — средний возраст в ИТ-бизнесе — 30-35 лет, команда говорила с клиентами на одном языке, и общение с нашими юристами для ребят было комфортным. Ближе к завершению сделки лёд недоверия был полностью растоплен.Отсутствие брачных договоров
По закону при купле-продаже бизнеса необходимо получать нотариальное согласие супругов, и это тормозит процесс оформления. Брачных договоров, так называемых «брачников», ни у кого из новоявленных учредителей не было, нам пришлось их оперативно готовить и помогать с подписанием, чтобы не задерживать ход сделки.Обязательства перед бывшим работодателем
У создателей компании были обязательства перед общим предыдущим работодателем: все работали в одной фирме, с которой было подписано соглашение о неконкуренции (Non-Compete Agreement, NCA). Мы должны были помочь открыть новую компанию, не нарушая условия NCA. Для этого посоветовали ребятам мирно уволиться «по соглашению сторон» и убедились, что новая компания не конкурирует по роду деятельности со старым работодателем. Все эти шаги прописаны в Плане сделки.Заграничный учредитель
Для заверения протокола учредителей и договоров необходима личная подпись. Второй способ — оформление нотариальной доверенности. Один из основателей хоть и был гражданином России, жил за границей. Мы провели апостилирование документов в нашем посольстве и помогли оформить доверенность за рубежом. Так мы избавили человека от хлопот по приезду и не отклонились от плана сделки.Опытный инвестор
Покупатель «съел собаку» на покупке бизнесов — это была уже его шестая инвестиция, и продавцам необходимо было показать, что их компания «чистая» и предложить модель вхождения, которая бы устроила инвестора по налогообложению. Благодаря проведённой проверке (due diligence) он убедился в легальность и «чистоте» бизнеса.Рекомендации
- Не суетитесь
- Зафиксируйте и придайте юридический статус всем активам компании
Здесь советуем обратиться к эксперту: по нашей практике даже самая типовая сделка содержит что-то специфическое и порой ключевое для своей ниши.
- Продумайте самые негативные сценарии и продумайте ответственность партнеров
- Обезопасьте сделку купли-продажи: пригласите юриста
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация