В этой статье я продемонстрирую ботов, которые совершают конверсии. Покажу как нейронка Яндекса на них обучается, мы увидим как Директ списывает цену за конверсию, совершенную ботом. На кейс я потратил примерно 10000 рублей - все эти 10000 рублей съели боты.
Для реализации кейса нам нужен:
Начнём с создания блока с скрытыми ссылками и скрытой формой. Обязательно создайте много скрытых ссылок - не менее 10-ти, чтобы увеличить вероятность клика бота по ним. Так же можно добавить ссылки на e-mail и телефоны. Этот блок мы поместим на главную страницу сайта:
Блок с скрытыми ссылками и скрытой формой
Далее создадим скрытую страницу. На эту страницу можно будет попасть нажав на скрытую ссылку. Я создал такую скрытую страницу:
Скрытая страница - на неё сможет попасть только бот
Мои цели в метрике
Скриншоты стратегий, что я использовал в кейсе. Стратегии обучаются на кликах ботов.
Прокомментирую по кампании 110945672 - это компания с оплатой за конверсии. Обратите внимание, что её ctr в 3-5 раз выше, чем у других кампаний. Значит Яндекс заранее знает какой бот наиболее вероятно отправит форму (в этой стратегии только одна цель - отправка форм).
Учтенные конверсии других кампаний - это посещение скрытой страницы. Ниже скрин со статистикой одной из кампаний.
Статистика по кампании 110953324. Некоторые клики Яндекс отсеял - а толку? стратегия обучается на ботах.
За эту конверсию Яндекс снял 2000р. И, самое интересное, что автоцель Яндекса "Отправка формы" - даже не валидирует форму - фиксируется только факт нажатия кнопки. Ну,... хотя бы факт нажатия клавиш учитывали бы - эта же информация доступна. Или пишите пояснение, что автоцель отправки формы включает и мусор и пустые данные - чтобы пользователи знали.
Из 605 кликов:
На скриншоте выше список тех визитов, что совершили конверсию: "Посетил скрытую страницу". Видно, что активность у всех визитов одинаковая - это явный признак ботов.
На скриншоте показаны визиты от ботов. В
В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=false - это значит отобразить визиты, чьих браузеров нет в списке настоящих.
В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=true - это отобразит визиты чьи браузеры есть в списке настоящих.
Для писателей ботов я предложу лайвхак - генерируйте отказ, и вообще ничего не делайте на странице (даже не скрольте, а то бот начнёт скролить поверх попапа).
Если писатели ботов будут использовать вышеуказанный лайвхак, то все посещения без действий просто собирайте в отдельный сегмент и минусуйте. Это и за клик заплатят, и директологам в помощь.
Быстрый лайвхак - подключите кампанию Яндекс Директ к сервису KillBot - он автоматически выявляет аудиторию ботов и минусует её.
Если вы запускали рекламу, видели пустые клики, а на твои аргументы поддержка утверждала, что все пользователи разом "отвлеклись", то этот кейс для тебя - здесь от них потребуется другое пояснение.
Для реализации кейса нам нужен:
- Сайт, желательно на конструкторе, чтобы руками лезть в код и css;
- Текстово-графическая кампания со стратегией "Максимум конверсий" или "Максимум кликов"
Как будем ловить ботов?
Идея простая: на сайте создаём блок с скрытыми ссылками и формами. Скрытая ссылка - это ссылка, цвет которой совпадает с цветом фона. По такой ссылке сможет кликнуть только бот. Да, можно допустить, что найдется и настоящий пользователь, который будет нервно кликать по пустоте, но вероятность такого поведения ничтожна.Готовим сайт
Для кейса я взял свой сайт-лендинг:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Сайт на тильде, под него уже есть созданные рекламные кампании, поэтому подготовка займёт мало времени.Начнём с создания блока с скрытыми ссылками и скрытой формой. Обязательно создайте много скрытых ссылок - не менее 10-ти, чтобы увеличить вероятность клика бота по ним. Так же можно добавить ссылки на e-mail и телефоны. Этот блок мы поместим на главную страницу сайта:
Блок с скрытыми ссылками и скрытой формой
Далее создадим скрытую страницу. На эту страницу можно будет попасть нажав на скрытую ссылку. Я создал такую скрытую страницу:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
:Скрытая страница - на неё сможет попасть только бот
Создаём цели в метрике
- В метрике нужно создать цель "посещение скрытой страницы" (для моего случая, это если url содержит hidden);
- В метрике нужно создать отдельную цель на отправку скрытой формы или использовать "автоцель: отправка формы" и скрыть остальные формы с сайта.
Мои цели в метрике
Выставляем настройки кампании Яндекс Директ
- Кампания должна быть РСЯ. В поисковой рекламе не все ниши кишат ботами, чтобы там повторить кейс нужно угадать с нишей - я этим сейчас не занимался. Ранее, по запросу "Продвижение сайтов", нельзя было в поиск зайти - пару дней висишь нормально - а потом твой сайт опционально добавляли для скликивания .
- Отключите корректировки ставок, если они есть, - чтобы охват был больше и результат быстрее.
- Можно включить автотаргетинг, так же для увеличения охвата. Но и без него для ключа типа "купить подогрев сидений на ЗАЗ-966" будет много кликов.
- Можно создать объявление по типу: "продажа подогрева сидений на ЗАЗ-966", (кто не знает: ЗАЗ-966 - Запорожец).
- Настройки стратегии, выставляем "Максимум конверсий". Можно выставить "Оплата за клики" - результат получите быстрее, или "оплата за конверсии" - результат ждать дольше, но деньги за конверсию все равно спишутся. Я использовал обе эти стратегии.
- Обязательно для стратегий укажите цели, которые могут совершить только боты.
Скриншоты стратегий, что я использовал в кейсе. Стратегии обучаются на кликах ботов.
Мне возразят: "А что ты ожидаешь? - ты ставишь цели, которые выполнят только боты - вот Директ тебе и пригнал ботов. Супер машина!"
Mой ответ: "Проблема в том, что стратегия обучается на кликах ботов, а это значит, что если клик бота учтён, то стратегия найдет похожего бота для следующего клика. А это уже актуально для любых целей."
Всё готово! Осталось нажать на ссылку "Запустить":
Результаты работы кампаний со скрытыми целями
Общий результат по 3-м запущенным кампаниям на скрине ниже:Прокомментирую по кампании 110945672 - это компания с оплатой за конверсии. Обратите внимание, что её ctr в 3-5 раз выше, чем у других кампаний. Значит Яндекс заранее знает какой бот наиболее вероятно отправит форму (в этой стратегии только одна цель - отправка форм).
Учтенные конверсии других кампаний - это посещение скрытой страницы. Ниже скрин со статистикой одной из кампаний.
Статистика по кампании 110953324. Некоторые клики Яндекс отсеял - а толку? стратегия обучается на ботах.
Запись конверсионного визита в Яндекс Вебвизоре:
Посмотрите запись одного из визитов в Вебвизоре.За эту конверсию Яндекс снял 2000р. И, самое интересное, что автоцель Яндекса "Отправка формы" - даже не валидирует форму - фиксируется только факт нажатия кнопки. Ну,... хотя бы факт нажатия клавиш учитывали бы - эта же информация доступна. Или пишите пояснение, что автоцель отправки формы включает и мусор и пустые данные - чтобы пользователи знали.
Общие выводы
Было потрачено 9644 рубля. Было сделано 87874 показа и 605 кликов, из них 28 конверсий - это именно те, кто кликнул по скрытой ссылке.Из 605 кликов:
- не более 255 настоящих - это именно те, кто использует настоящий браузер, а не бот-софт с подменой фингерпринта; По хорошему, в этих кликах нужно глубже покопаться, но не буду тратить время.
- 168 ботов, которые честно подменяют фингерпринт и честно стараются быть похожими на настоящих пользователей;
- 135 визитов, с 0-вым временем на сайте - про эти клики нет возможности сказать боты они или нет, так как все скрипты сайта за это время прогрузится не успели;
- 47 визитов без классификации - это или повторные визиты, или визиты с 0-м временем, или боты, которые вырезают скрипты для ускорения своей работы;
Для не обученной стратегии процент реального трафика не более: 42% = 255/605 * 100. После обучения процент реального трафика упадёт, так как конверсии ботов притянут ещё ботов.
Конверсионные визиты списком
На скриншоте выше список тех визитов, что совершили конверсию: "Посетил скрытую страницу". Видно, что активность у всех визитов одинаковая - это явный признак ботов.
У этих ботов один и тот же слепок (выделение красным справа) - это значит, что их породила одна и та же программа с схожим поведением в интернете. Это говорит о том, что нейронка Яндекса очень хорошо ищет похожих пользователей... Но есть нюанс...
Конверсии совершали только боты
На скриншоте показаны визиты от ботов. В
В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=false - это значит отобразить визиты, чьих браузеров нет в списке настоящих.
Да, настоящих конверсий и не должно быть - это по условию задачи. Но это хорошо, что данные аналитики соответствуют.
Конверсий от настоящих браузеров нет
В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=true - это отобразит визиты чьи браузеры есть в списке настоящих.
Как с этим жить, если альтернативы РСЯ нет?
В одной из следующих статей я подробно, по шагам, расскажу как исключить показ объявлений ботам (нет, совсем не блокировкой IP). Но это будет не "волшебная палочка" - нужно работать и понимать что делаешь. Поэтому подписывайтесь на мой телеграмм канал:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. В первую очередь результаты я публикую там.Для писателей ботов я предложу лайвхак - генерируйте отказ, и вообще ничего не делайте на странице (даже не скрольте, а то бот начнёт скролить поверх попапа).
Если писатели ботов будут использовать вышеуказанный лайвхак, то все посещения без действий просто собирайте в отдельный сегмент и минусуйте. Это и за клик заплатят, и директологам в помощь.
Быстрый лайвхак - подключите кампанию Яндекс Директ к сервису KillBot - он автоматически выявляет аудиторию ботов и минусует её.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация