Во всем мире стремительно развивается Carsharing. Затраты и проблемы при приобретении и обслуживании транспортного средства передаются компании.
Вы становитесь членом клуба, имеющим право использовать один из автомобилей, когда возникает необходимость. Как такси, которым вы сами управляете.
Обычно для доступа к автомобилю достаточно зарегистрироваться в приложении и заполнить данные. Каршеринг появился менее 10 лет назад, но по-прежнему в полной мере не урегулирован на законодательном уровне. И перед тем как расставлять «галочки» в «чекбоксах» о согласии с правилами пользования, следует разобраться – как сервис соотносится с основными законами страны.
Это и законодательство о персональных данных, и о правах потребителей, и прочие смежные законодательные акты. При тщательном изучении предлагаемых договоров часто можно найти множество моментов, которые, мягко говоря, противоречат законодательству, поскольку ущемляют права арендаторов.
Начнем со сбора персональных данных.
Сервисы, еще не получив одобрение на пользование, требуют предоставления кучи личной информации. На подобные действия не распространяется защита прав потребителей такси и каршеринг, ведь пользователь еще не стал арендатором. То есть, по сути, компания-оператор просто формирует огромный массив данных о людях, не предлагая им ничего взамен. При этом дальнейшая судьба собранных данных неизвестна. При всем при том, неизвестна она настолько, что даже внимательное изучение договоров порождает одни лишь вопросы.
В одном из сервисов можно встретить в формулировке использование персональных данных (ПД) в том числе и для совершения арендодателем иных действий, имеющих правовые последствия для арендатора.
Таким образом, оператор в отношении своих клиентов (как тех, кто пользуется услугами, так и тех, кому отказано в них) может:
• продать, переуступить персональные данные;
• реализовать их иным способом.
Вариант защиты здесь один – письменно отозвать свое согласие на сбор, хранение и обработку персональных данных. При этом оператор не вправе отказать в этом праве (ФЗ «О персональных данных». Хотя каршеринговая компания вполне может заблокировать аккаунт. И все-таки, это единственный способ защитить свои личные данные тем, кому каршеринг не одобрили.
Необходимо отметить, что каршеринг и защита прав потребителей вообще плохо соотносятся. Некоторые компании мягко намекают, что оказываемая ими услуга никак не относится к этому закону и потому положения Закона о защите прав потребителей не действуют.
Начать здесь можно с простого: подсудность споров.
Большинство операторов уверено, что судебные споры со своими клиентами они могут вести по своему местонахождению. А это полностью противоречит положениям ст. 17 ЗПП, где в п. 2 прямо сказано, что истец самостоятельно решает, где именно будет рассматриваться иск. И истец вполне может подать иск в суд по собственному месту жительства. Кроме того, оговорка о подсудности довольно легко разбивается положениями ст. 16 того же закона: условия, ущемляющие права потребителя, недействительны.
Юридическая сила договора куда ниже, чем закона.
Вы становитесь членом клуба, имеющим право использовать один из автомобилей, когда возникает необходимость. Как такси, которым вы сами управляете.
Обычно для доступа к автомобилю достаточно зарегистрироваться в приложении и заполнить данные. Каршеринг появился менее 10 лет назад, но по-прежнему в полной мере не урегулирован на законодательном уровне. И перед тем как расставлять «галочки» в «чекбоксах» о согласии с правилами пользования, следует разобраться – как сервис соотносится с основными законами страны.
Отсутствие в полной мере правового регулирования каршеринга, заставило юристов таких компаний прибегать к сомнительным оборотам при составлении договоров и правил пользования услугами.
Это и законодательство о персональных данных, и о правах потребителей, и прочие смежные законодательные акты. При тщательном изучении предлагаемых договоров часто можно найти множество моментов, которые, мягко говоря, противоречат законодательству, поскольку ущемляют права арендаторов.
Начнем со сбора персональных данных.
Сервисы, еще не получив одобрение на пользование, требуют предоставления кучи личной информации. На подобные действия не распространяется защита прав потребителей такси и каршеринг, ведь пользователь еще не стал арендатором. То есть, по сути, компания-оператор просто формирует огромный массив данных о людях, не предлагая им ничего взамен. При этом дальнейшая судьба собранных данных неизвестна. При всем при том, неизвестна она настолько, что даже внимательное изучение договоров порождает одни лишь вопросы.
В одном из сервисов можно встретить в формулировке использование персональных данных (ПД) в том числе и для совершения арендодателем иных действий, имеющих правовые последствия для арендатора.
Таким образом, оператор в отношении своих клиентов (как тех, кто пользуется услугами, так и тех, кому отказано в них) может:
• продать, переуступить персональные данные;
• реализовать их иным способом.
Вариант защиты здесь один – письменно отозвать свое согласие на сбор, хранение и обработку персональных данных. При этом оператор не вправе отказать в этом праве (ФЗ «О персональных данных». Хотя каршеринговая компания вполне может заблокировать аккаунт. И все-таки, это единственный способ защитить свои личные данные тем, кому каршеринг не одобрили.
Необходимо отметить, что каршеринг и защита прав потребителей вообще плохо соотносятся. Некоторые компании мягко намекают, что оказываемая ими услуга никак не относится к этому закону и потому положения Закона о защите прав потребителей не действуют.
Начать здесь можно с простого: подсудность споров.
Большинство операторов уверено, что судебные споры со своими клиентами они могут вести по своему местонахождению. А это полностью противоречит положениям ст. 17 ЗПП, где в п. 2 прямо сказано, что истец самостоятельно решает, где именно будет рассматриваться иск. И истец вполне может подать иск в суд по собственному месту жительства. Кроме того, оговорка о подсудности довольно легко разбивается положениями ст. 16 того же закона: условия, ущемляющие права потребителя, недействительны.
Юридическая сила договора куда ниже, чем закона.