Какие способы налогового планирования помогут пережить кризис

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.017
Репутация
11.695
Реакции
61.858
RUB
50
Для сохранения своего бизнеса в кризисное время руководители компаний стали искать новые способы налоговой оптимизации, перестраивая старые. При этом не следует забывать про налоговые риски и экономическую эффективность того или иного способа.


Наиболее безопасные и эффективные методы налоговой оптимизации.

[H2]
Создание резерва по сомнительным долгам​
[/H2]

Налоговое законодательство позволяет создавать такие резервы, поэтому такой способ оптимизации считается законным ( и ). Компания получает право признать расходы, которые еще не проведены.

- Для начала следует сделать инвентаризацию дебиторской задолженности, связанной с реализацией товаров, работ и услуг. После выделения сомнительных долгов нужно выяснить, имеются ли у вашей компании перед должником встречные обязательства. При наличии таковых к сомнительным долгам нужно относить разницу между дебиторкой и кредиторкой ( ).

- Далее нужно определить сроки задержки по сомнительным долгам. Если задержка не превышает 45 дней, то такие долги не включаются в резерв. По срокам от 45 до 90 дней в резерв включается половина суммы от задолженности. Если просрочка составляет более чем 90 дней, то такие долги полностью включаются в резерв.

- На следующем этапе, в соответствии с необходимо установить максимальный размер резерва по сомнительным долгам без учета НДС. По итогам налогового периода он не может превышать 10% от выручки. По итогам нескольких налоговых периодов можно выбрать наибольшую из двух величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период либо 10% от выручки за отчетный период.

[H2]
Использование обратной аренды для финансирования​
[/H2]

Обратная аренда заключается в продаже имущества дружественной компании для последующей его аренды. Такая сделка выступает альтернативой процентному займу, низкозалоговым привлечением финансирования.

Участники сделки могут менять цену по договоренности. В соответствии с платежи устанавливаются в твердой фиксированной сумме или в переменных величинах. Такой ход позволит группе компаний эффективно перераспределять налоговую нагрузку.

Компания-арендатор уменьшает облагаемую прибыль на величину арендной платы, а собственник имущества с этой суммы будет платить налог. При использовании одинаковой системы налогообложения аналогичная ситуация сложится и с НДС. Если владелец объекта работает по УСН, то такая схема поможет в целом уменьшить налоговую нагрузку.

При заключении подобных сделок должна прослеживаться деловая цель, обосновывающая необходимость продажи имущества. Инспекторы не станут задавать вопросов, если между продажей объекта и заключением договора аренды пройдет какое-то время. Также стоит обратить внимание на стоимость сделок по купле-продаже и аренде. Она должна соответствовать рыночной.

В соответствии со договор обратной аренды может быть заключен с правом выкупа. До уплаты выкупной стоимости имущество будет оставаться в собственности арендодателя. Амортизация по таким активам учитывается в составе расходов, связанным с производством и реализацией.

С помощью договора обратной аренды компания может защитить свои активы в случае банкротства. Кредиторы не вправе претендовать на имущество, проданное дружественному контрагенту.

[H2]
Выгода факторинга​
[/H2]

Если ваш покупатель не имеет возможность расплатиться, то будет выгоднее переуступить долг финансовому агенту и сразу получить деньги. С помощью факторинга вы сразу получите живые деньги, несмотря на наличие финансовых трудностей у контрагента.

Расплатиться с финансовым агентом можно, выплатив ему комиссионные или уступить долг с дисконтом. Последний является убытком для компании, а вознаграждение – это налоговые расходы. При этом если доход от уступки меньше суммы долга, то НДС уплачивать не потребуется. Если входной НДС необходим, то услуги финансового агента оплачиваются вознаграждением, а не дисконтом.

В соответствии со в роли финансового агента может выступать любая коммерческая организация. Получать какие-либо разрешения или лицензии для факторинговой деятельность не нужно. Численность персонала компании и стоимость основных средств также значения не имеет. Но при выборе финансового агента следует проявлять осторожность.

Только реальная уступка не вызовет подозрений у проверяющих. Компания-кредитор уступает долг под финансирование, то есть должна получить реальные деньги. Объяснить уступку можно потребностью в финансовых средствах. Подтвердят факт уступки договор и акт об уступке.

Необходимо учитывать, чем больше будет сумма вознаграждения или дисконт, тем больше документов потребуется от компании для обоснования экономической цели уступки. Проверяющие должны понять, почему вам выгодно переуступить именно этот долг. К переуступке следует прибегать только в том случае, если отсутствуют шансы вернуть долг.

[H2]
Кредитование за счет бюджета​
[/H2]

Для поддержки отечественного бизнеса Правительство ввело ряд послаблений. В условиях кризиса компания может отсрочить платежи по налогам. Штрафы за опоздание платить не придется, только пени.

В настоящее время сумма пеней определяется сроком задержки платежа. Если он просрочен менее, чем на 30 дней, то пени исчисляются по 1/300 от ключевой ставки Банка России. Начиная с 31-го дня пени рассчитываются по 1/150 от ключевой ставки Банка России.

Для поддержки бизнеса был предложен иной порядок расчета пеней. В настоящее время он уже утвержден Думой и подписан Президентом. В соответствии с данным нормативным документом в 2022 и 2023 годах для расчета пеней используется 1/300 ключевой ставки, независимо от срока просрочки.

Такая мера сделала несвоевременную уплату налогов более выгодной, чем получение кредита в банке или отвлечение средств из оборота. А если учесть, что не каждая система налогообложения позволяет учесть проценты по кредитам в расходах (как, например, упрощенцы с объектом «доходы), то отсрочка налоговых платежей становится намного выгоднее банковских кредитов.

Заплатить налоги и взносы за компанию может и иное лицо (другая фирма, ИП, гражданин, не связанный с бизнесом). Но злоупотреблять с неуплатой налогов не нужно, инспекторы отслеживают злостных неплательщиков и вызывают в ФНС для дачи пояснений. При обнаружении каких-либо нарушений будет назначена выездная проверка.

[H2]
Не нужно переходить на черный нал и серую зарплату​
[/H2]

В трудные времена количество зарплат, выплачиваемых в «конверте» увеличивается. Некоторые компании перестают отражать в налоговом учете выручку, полученную от контрагентов. Но следует иметь в виду, что выплата заработной платы из таких денег незаконна.

С помощью обналички компания сможет получить фиктивные вычеты по НДС и расходы. Что касается серого заработка, то с него не уплачивается НДФЛ и взносы. Вместе с тем компания не сможет уменьшить на эти суммы налогооблагаемую прибыль. К такому способу экономии зачастую прибегают убыточные компании, так как им выгоднее платить серые зарплаты, а учет зарплаты и взносов в составе расходов для них неважен. Таким способом компания сможет сэкономить много денег.

Данную схему трудно доказать, инспекторам потребуется не только собрать доказательства, но и убедить суд. Поэтому судебные разбирательства по таким делам – это редкость. Тем не менее в практике имеется случай, когда инспекция доказала наличие серого заработка, предоставив суду неофициальные зарплатные ведомости. В них присутствовали ФИО сотрудников, их подписи, суммы к выплате, периоды, за которые проводились выплаты. Некоторые работники подтвердили получение серой зарплаты.

Более выгодными стали серые зарплаты и для сотрудников. Если они пожалуются на работодателя в контролирующие органы, то уплачивать НДФЛ первому придется из собственных средств. Удерживать налог из заработка сотрудника работодатель не имеет права ( , ). Ранее сотрудники, которые пожаловались на работодателя, сдавали в налоговую декларацию 3-НДФЛ и платили НДФЛ из собственных средств.

[H2]
Пользуйтесь только законной налоговой выгодой​
[/H2]

Существует еще несколько рекомендаций, которые могут оказаться полезными, если компания сумеет документально подтвердить наличие деловой цели, не связанной с налоговой экономией:

  1. Полученные авансовые платежи можно превратить в займ. Статьи 414 и 818 ГК РФ позволяют договоры поставки переделать в договоры на предоставление займа. Если вы уже успели заплатить НДС с этого аванса, то он будет считаться излишне уплаченным. При отсутствии налоговых перечислений в бюджет, если договор переделан в том же квартале, в тором получен аванс, платить НДС не потребуется, так как поставка не осуществлялась ( , определение ).
  2. В соответствии с абз.3 п.6 ст.346.18 НК РФ упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» могут заплатить минимальный налог по ставке 1%. Такая возможность дается, если по итогам года компания оказалась в убытках, а также, если годовая сумма единого налога меньше минимального налога.
  3. Во время кризиса приходится прикладывать немало сил для взыскания дебиторки. Это делает более популярной уступку прав требования с дисконтом (убытком). Также более востребованным станет присоединение чужих долгов ( ).
Такие способы налогового планирования помогут вашему бизнесу пережить трудные времена. Главным условием при использовании этих схем является наличие документов, подтверждающих наличие деловой цели, не касающейся экономии на налогах.
 
Сверху Снизу