Как защищаться, если вашего контрагента признали техническим

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.781
Репутация
11.595
Реакции
61.695
RUB
50
Если партнера признали техническим, это необязательно означает дополнительные расходы для вашей компании. Существуют определенные решения судебных органов, которые подскажут, что делать в случаях, если действия ФНС носили необоснованный характер.

Есть ли шанс претендовать на налоговою реконструкцию, как защищаться, если возникли претензии со стороны ФНС? Эту информацию можно узнать из советов ниже.

Как будут доказывать, что контрагент фирма-однодневка
В Налоговом кодексе отсутствуют такие понятия, как фирмы-однодневки, фирмы-прокладки и т. д., поэтому в работе налоговой службы подобная терминология не используется.

Чтобы обозначать такие организации ФНС ввело новый термин – «техническая компания», под которым подразумевают организацию не ведущую реальную деятельность и не выполняющую налоговые обязательства по сделкам, оформленным от их имени.

6e83e68d2685f57727ae45efd54fd7ad.jpg


Технические компании – это фирмы, вовлеченные в налоговую схему с целью минимизации налоговых отчислений.

Согласно действующему законодательству, для установления этого факта одних лишь формальных оснований недостаточно.

Налоговый инспектор должен оценить действия самого проверяемого субъекта с целью собрать доказательства того, что имеет место нарушение закона исключительно для получения финансовой выгоды.

Задача сотрудника ФНС: собрать доказательства того, что при подписании договора руководство проверяемой организации знало, либо могло знать, о том, что сделка заключается с технической компанией.

С целью сбора доказательств инспекторы-налоговики должны:
  • определить местонахождение или невозможность установления контрагента;
  • проанализировать наличие штата у предприятия, подозреваемого в фиктивности, производственных или складских помещений, материально-технической базы, разрешений и лицензий на деятельность;
  • узнать, есть ли у партнера возможность выполнить условия сделки;
  • изучить, затратил ли контрагент средства, на выполнение условий сделки;
  • выявить наличие признаков, подтверждающих реальную экономическую деятельность фирмы.
Для достижения этих целей контролеры ФНС имеют право требовать пояснений у руководства проверяемой организации, вызывать и опрашивать свидетелей, а также сверять эти показания и имеющимися документами и информацией, полученной из других источников.

Следует отметить, что далеко не всегда доказательной базы хватает для того, чтобы суд принял сторону ФНС. Здесь будет полезно изучить дело Красноярского завода цветных металлов имени В. Н. Гулидова. Предприятие сумело отбиться от претензий налоговиков. А те даже включили выводы суда в свой обзор (пункт 6 письма № БВ-4-7/12120 от 28 июл 2020 года).

Установление конечного бенефициара
Важным этапом при доказательстве участия фиктивной компании является установление конечного выгодоприобретателя (бенефициара) от совершенных сделок. Для этого изучается степень вовлеченности контрагентов в схему, выявляются лица, непосредственно получавших выгоду от незаконных сделок.

Сотрудникам ФНС важно точно определить, кто из контрагентов был подконтрольным, а кто фактически управлял всей схемой ухода от налогов.

Для компании, признанной бенефициаром, будет пересчитан размер фискальных обязательств перед бюджетом. Оспорить доначисление налогов в этом случае будет необычно сложно. И практика показывает, что суды практически всегда встают на сторону налоговой инспекции.

  • Пример!
    По результатам проверки инспекторы выяснили, что фирма сотрудничает с контрагентами, деятельность которых носит признаки фиктивности. После сбора доказательной базы, опроса свидетелей было выявлено, что партнеры не выполняли сварные работы, у контрагентов отсутствовали собственные активы и штат, а деятельность была полностью подконтрольна проверяемой фирме. Эта компания и была признана конечным бенефициаром. Суд подтвердил, что решение носило законный характер ФНС (определение Верховного суда РФ №305-ЭС20-10538 от 13 авг 2020 года).
Критерии выбора контрагента играют огромную роль
Федеральной налоговой службой был введен новый подход к методике выбора контрагентов. Ранее от предпринимателей требовалась должная осмотрительность. Теперь же при оценке корректности процедуры выбора поставщиков товаров и услуг, инспекторы руководствуются принципом «коммерческой осмотрительности».

Новый подход относит к подозрительным безденежные расчеты, нелогичные бизнес-процессы, плохую деловую репутацию и отсутствие собственных средств и ресурсов.

При изучении сомнительных сделок, сотрудники налоговой инспекции должны постараться ответить на ряд вопросов:
  • известно ли вам местонахождение контрагентов;
  • были ли у вас доказательства, что контрагент в принципе способен исполнить сделку;
  • знаете ли вы, как руководитель, по каким критериям выбирали поставщика;
  • насколько серьезно изучали контрагента перед заключением договора (откуда узнали о нем, делали ли запросы на сайте nalog.ru, с кем контактировали лично и т.д.);
  • насколько такая сделка противоречит обычному поведению вашей компании на рынке;
  • не было ли нарушений процедуры согласования поставщика;
  • как рассчитывались по сделке: реальное перечисление денежных средств или использовались другие формы (уступка прав, векселя).
Кроме того, будут затребованы все документы по данной сделке. Инспектор обязательно проверит, соответствовал ли документооборот другим подобным взаимоотношениям. Например, при строительном подряде обязательно должен присутствовать акт передачи площадки.

Если сотрудники контрагента выполняли какие-то работы на вашем предприятии, значит должны быть заверенные списки для контрольно-пропускного пункта, с конкретными фамилиями.

Одним из критериев, по которым инспектор фискальной службы определяет недобросовестного контрагента, является наличие в сделках необоснованно завышенной или заниженной цены. Однако тут нужно заметить, что такой критерий вступает в прямое противоречие с позицией Верховного суда, который считает нарушением лишь многократное отклонение от рыночной цены (пункт 3 Обзора дел, связанных с применением положений статьи 269 НК РФ, утвержден Президиумом ВС РФ 16 фев 2017 года).

Чтобы не стать объектом пристального внимания инспекторов следует тщательно изучать своего партнера, особенно при осуществлении крупных сделок или если вы знаете, что грядет налоговая проверка.

При этом инструкция ФНС для сотрудников указывает, что компании имеют полное право показывать разную осмотрительность при совершении сделок. То есть, контрагента по многомиллионному контракту действительно нужно тщательно проверять. Если же речь идет о покупке канцтоваров на сумму в пару тысяч рублей, то поставщика допускается изучать поверхностно. Эту позицию поддерживает и Верховный суд РФ в своем определении № 307-ЭС19-27597 от 14 мая 2020 года.

  • Пример!
    Иногда судьи в спорных вопросах встают и на сторону налогоплательщиков. Так, в ряде случаев (постановление АС Московского округа № А40-104181/2017 от 29 мая 2020 года) судьи посчитали, что отсутствие штата материально-технической базы не является доказательством фиктивности организации, поскольку она могла воспользоваться услугами привлеченных организаций для выполнения условий договора.
Превалирование реальности сделки над осмотрительностью
В ряде случаев существует возможность доказать реальность сделки, даже если ФНС считает, что контрагент имеет все признаки фиктивности. Именно таким путем пошло руководство ЗАО «СПТБ Звездочка», чей случай стал каноническим в судебной практике.

Фирма приобрела материалы, стоимостью 2,6 млн. рублей. Для данного предприятия такая сделка не считалась крупной, поэтому детальной проверки контрагента руководство не провело. Однако инспекторы посчитали поставщика техническим, поскольку у предприятия отсутствовали собственные технические средства, управленческий и вспомогательный персонал.

В данном случае суд встал на сторону ЗАО, посчитав, что необязательно проводить проверку каждого поставщика при незначительных сделках. Такое положение закреплено в определении ВС РФ № 307-ЭС19-27597 от 14 мая 2020 года.

Если реальность сделки может вызвать сомнения у фискальных органов, следует собрать доказательства того, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

Тем более, что теперь, после изменения законодательства, появилась возможность оформить налоговую реконструкцию.

Реальность получения налоговой реконструкции
Сразу стоит отметить, что возможность реконструировать налоги – занятие не из легких.

Расходы и вычеты НДС будут сняты в том случае, если сотрудниками фискальной службы будет установлен формальный документооборот и обналичка по договору, но при этом налогоплательщик не предоставит доказательства выполнения обязательств по сделке.

Если инспекторам удастся доказать, что компания знала, или должна была знать, о заключении сделки с фирмой-однодневкой, то тут возможно только два иных варианта.
  1. В случае определения реального поставщика будет проведена реконструкция в части наценки. Налоговая инспекция позволит учесть расходы, потраченные на уплату налога на прибыль и вычеты по НДС. Однако только по документам реального поставщика.
  2. Если не удалось выявить реального поставщика, то вычеты по НДС будут сняты, но можно будет учесть расходы по налогу на прибыль. Для установления их размера необходимо будет привлечь эксперта-оценщика, либо доказать соответствие цен рыночным, на основе закупок, не вызвавших нареканий фискальной службы.
И хотя сегодня реконструкция налогов нормативными документами еще не предусмотрена, а будет задействована лишь после согласования всех документов в Министерстве финансов – практика такой реконструкции уже имеет место в налоговом поле РФ. Обнадежить может и тот факт, что зачастую судья встает на сторону предприятий, решая споры с налоговой службой в пользу предпринимателей.
 
Сверху Снизу