Налоги - это вклад в развитие страны! И ответственный бизнес всегда стремится выполнять свои обязательства перед государством честно и прозрачно.
Но это не значит, что нужно платить больше, чем положено! Давайте разберемся, как оптимизировать налоговую нагрузку, не нарушая закон.
❶ Выводим прибыль через премию (применимо к компаниям на ОСНО)
Суть: выводим прибыль не через дивиденды, а в виде премии. Почему так? Потому что в этом случае ставка страховых взносов для малого и среднего предпринимательства(МСП) 15%, и это меньше, чем налог на прибыль - 20% (а в следующем году все 25%).
Как это может выглядеть на примере:
Григорий собственник небольшой производственной компании, которая имеет следующие показатели:
Первым делом Григорий подписывает соответствующее распоряжение. И теперь из 20 млн. руб. 26,08% будут съедены страховыми взносами и НДФЛ. Но что же останется?
20 млн. * 26,08% = 5,216 млн. руб.
20 млн. - 5,216 млн. = 14,784 млн. руб. (осталось)
Итого: разница с первым вариантом 14,784 млн. - 13,92 млн. = 864 тыс.
❷ Заём себе любимому. Как заработать на собственном бизнесе (осторожно!)
Если вашей компании нужны деньги на развитие, то вместо того, чтобы брать кредит в банке, вы можете выдать заём своей собственной компании. Да, это значит, что у вас должны быть собственные накопления. Да, звучит это немного странно, и тем не менее.
Как это работает?
♀ Налоговая может заподозрить, что всё это фикция. Поэтому:
❸ ДМС: Экономим на здоровье?
Расход на ДМС включается в фонд оплаты труда компании. При этом добровольное медицинское страхование не облагается НДФЛ. А значит сумма, выделенная на этот вид страхования, останется не тронутой налоговой.
Главное соблюдать некоторые моменты:
А теперь расскажу про более распространённые и известные способы уменьшения налогов:
✦ Правильный выбор системы налогообложения
Налоговая реформа очень сильно повлияет на этот выбор.
Важно:
Надо понимать что ваш бухгалтер должен постоянно быть в курсе изменений налогового законодательства на всех уровнях (страна, регионы, мун. образования). Сегодня могут быть льготы для IT, завтра для оборонки, потом для сельского хозяйства или легкой промышленности и так далее. Соответственно ваш специалист должен понимать “входит” ли в эти льготы компания, имеются ли необходимые документы и какие шаги нужно предпринять для получения льгот.
✦ Правильная структура бизнеса
Правильная структура - это не обязательно полная структура и штат сотрудников. Это оптимизированная команда, которая решает только свои конкретные задачи. Не стоит "перенаселять" компанию ненужными отделами, ведь это может привести к дублированию функций и неэффективному расходованию ресурсов.
✦ Грамотная система учёта
Об эффективности грамотного финучёта можно судить по результатам оптимизации процессов в компании (по кейсам), по оцифровке всех финансовых показателей, по правильности гипотез и выводов на основе оцифрованных данных и тд
✦ Работа со специалистами на аутсорсе
Этот подход мне особенно близок, ведь аутсорс позволяет избежать налогов на работника, страховых взносов и прочих платежей. По сути, это чистый расход, который можно вычесть из выручки. А для небольшой компании это возможность получить высококвалифицированного специалиста по доступной цене.
Но это не значит, что нужно платить больше, чем положено! Давайте разберемся, как оптимизировать налоговую нагрузку, не нарушая закон.
❶ Выводим прибыль через премию (применимо к компаниям на ОСНО)
Суть: выводим прибыль не через дивиденды, а в виде премии. Почему так? Потому что в этом случае ставка страховых взносов для малого и среднего предпринимательства(МСП) 15%, и это меньше, чем налог на прибыль - 20% (а в следующем году все 25%).
Как это может выглядеть на примере:
Григорий собственник небольшой производственной компании, которая имеет следующие показатели:
- Доход за квартал: 55 млн. руб.
- Расходы: 35 млн. руб.
- Соответственно, прибыль до налогов: 20 млн. руб.
- Налог на прибыль: 20 млн. * 20% = 4 млн. руб.
- НДФЛ с дивидендов: (20 млн. - 4 млн.) * 13% = 2,08 млн. руб.
- Дивидендами Григорий получит: 20 млн. - 4 млн. - 2,08 млн. = 13,92 млн. руб.
Первым делом Григорий подписывает соответствующее распоряжение. И теперь из 20 млн. руб. 26,08% будут съедены страховыми взносами и НДФЛ. Но что же останется?
20 млн. * 26,08% = 5,216 млн. руб.
20 млн. - 5,216 млн. = 14,784 млн. руб. (осталось)
Итого: разница с первым вариантом 14,784 млн. - 13,92 млн. = 864 тыс.
Дельный совет: Понимаю, что отдых на пляже или новая машина - это великие соблазны, но “добытые” таким образом деньги я бы посоветовала распределить по фондам компании (на бонусы сотрудникам, в качестве подушки безопасности, в фонд обучения сотрудников, фонд модернизации и обновления и так далее). Пусть это будет своеобразная профилактика здоровья компании. Ну и, конечно, надо понимать, что фонды - это не пространство под матрасом, а накопительный счёт с процентами, страховкой и тд.
❷ Заём себе любимому. Как заработать на собственном бизнесе (осторожно!)
Если вашей компании нужны деньги на развитие, то вместо того, чтобы брать кредит в банке, вы можете выдать заём своей собственной компании. Да, это значит, что у вас должны быть собственные накопления. Да, звучит это немного странно, и тем не менее.
Как это работает?
- Вы оформляете заём на свою компанию. Например, на 3 миллиона рублей под 25% годовых.
- Компания ежемесячно выплачивает вам проценты. В нашем случае это будет 62 500 рублей.
- Вы платите с этих процентов НДФЛ. 8 125 рубля уйдёт на налог, а на руки вы получите 54 375 рублей.
- Компания учитывает проценты как расход. Это снижает её налоговую базу по налогу на прибыль или УСН.
♀ Налоговая может заподозрить, что всё это фикция. Поэтому:
- Будьте честны с собой. Честно берём свои деньги и несём\переводим в компанию.
- Чётко следуйте договору. Регулярно переводите тело займа и вовремя выплачивайте проценты.
- Используйте рыночную ставку. Процент кредитования не должен сильно отличаться от того, что предлагают банки в данный момент.
- Документируйте всё. Сохраняйте все платежные документы, выписки.
- Будьте готовы обосновать свой заём. Если налоговая начнёт проверку, вам нужно будет доказать, что это не схема для уклонения от налогов.
❸ ДМС: Экономим на здоровье?
Расход на ДМС включается в фонд оплаты труда компании. При этом добровольное медицинское страхование не облагается НДФЛ. А значит сумма, выделенная на этот вид страхования, останется не тронутой налоговой.
Главное соблюдать некоторые моменты:
- Максимальный размер затрат на ДМС – 6% от фонда оплаты труда (если компания предоставляет санаторно-курортное лечение или тур. путёвки, их стоимость тоже должна быть включена в эти 6%).
- Договор ДМС должен быть заключён на срок не менее года.
- Страховая компания должна иметь лицензию.
- На ДМС выделяется 3,96 млн. То есть 6% от 66 млн.
- Компания сэкономит на налоге на прибыль 792 тысяч рублей (20% от 3,96 млн) в год.
- Повышение привлекательности рабочего места.
- Снижение затрат на лечение сотрудников за счёт компании.
- Улучшение здоровья сотрудников.
А теперь расскажу про более распространённые и известные способы уменьшения налогов:
✦ Правильный выбор системы налогообложения
Налоговая реформа очень сильно повлияет на этот выбор.
Важно:
- делать расчёты и определяться нужно прямо сейчас;
- не ошибитесь в выборе, это будет вам очень дорого стоить!
Надо понимать что ваш бухгалтер должен постоянно быть в курсе изменений налогового законодательства на всех уровнях (страна, регионы, мун. образования). Сегодня могут быть льготы для IT, завтра для оборонки, потом для сельского хозяйства или легкой промышленности и так далее. Соответственно ваш специалист должен понимать “входит” ли в эти льготы компания, имеются ли необходимые документы и какие шаги нужно предпринять для получения льгот.
Примечание: осенью вДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрацияпо этой теме выйдет большая статья с актуальной информацией для разных регионов. Можете её смело рекомендовать к прочтению вашему бухгалтеру.Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрацияпри этом выступит экспертом по налоговым льготам.
✦ Правильная структура бизнеса
Правильная структура - это не обязательно полная структура и штат сотрудников. Это оптимизированная команда, которая решает только свои конкретные задачи. Не стоит "перенаселять" компанию ненужными отделами, ведь это может привести к дублированию функций и неэффективному расходованию ресурсов.
✦ Грамотная система учёта
Об эффективности грамотного финучёта можно судить по результатам оптимизации процессов в компании (по кейсам), по оцифровке всех финансовых показателей, по правильности гипотез и выводов на основе оцифрованных данных и тд
✦ Работа со специалистами на аутсорсе
Этот подход мне особенно близок, ведь аутсорс позволяет избежать налогов на работника, страховых взносов и прочих платежей. По сути, это чистый расход, который можно вычесть из выручки. А для небольшой компании это возможность получить высококвалифицированного специалиста по доступной цене.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация