К 20 году до нашей эры прошло десять лет как Октавиан, а ныне император Цезарь Август, победил в затянувшейся гражданской войне своего последнего соперника Марка Антония и стал де факто единоличным правителем Рима. Казалось, во всем императору сопутствовал успех, одно «но»: перед Римом продолжала маячить угроза с востока — могущественная парфянская держава.
Более того, парфяне дважды победили, когда Рим попытался военной силой кардинально изменить баланс сил в свою пользу и вторгнуться на парфянскую территорию: гибель легионов Красса в 53 г. до н.э., а затем и неудачный поход Марка Антония в 36 г. до н.э.. Причем, если Антонию все же удалось вернуться с большей частью армии назад, то войско Марка Лициния Красса полегло почти полностью, лишь 10 тысяч римлян под командованием Кассия Лонгина смогли вернуться назад.
Именно это поражение и захват значков легионов — римских орлов, выставленных ныне в храме в столице Парфии, оставались болезненным напоминанием о поражении и уязвимости Рима. После разгрома Красса парфяне под руководством Пакора, сына царя Парфии Орода II, совершили набег на римскую провинцию Сирию, опустошив ее и захватив огромную добычу.
Юлий Цезарь непосредственно перед своей смертью готовился к войне на востоке, чтобы отомстить за поражение Красса, поставить Парфию на колени и, разумеется, вернуть домой римских орлов и пленных римлян. К тому же, парфяне поддерживали в гражданской войне Помпея, соперника Цезаря, а вот реальную помощь оказать ему не успели. Зато, после смерти Цезаря, парфянская армия, вновь ведомая царевичем Пакором, захватила Сирию и вторглась в Малую Азию, под предлогом помощи своим римским союзникам-помпеянцам, но вот на этот раз у них не сложилось. Полководец Марка Антония Публий Вентидий Басс дважды нанес поражение парфянам и уничтожил армию вторжения, в одной из битв погиб и царевич Пакор - наследник трона Парфии.
«Акела промахнулся!» — неудача похода на запад вдохновила одного из младших сыновей царя Орода II Фраата на захват власти. Он убил отца, а затем, по доброй парфянской традиции, перебил всех своих братьев и стал править Парфией под именем Фраата IV. В стране началась смута.
Именно этим и решил воспользоваться Марк Антоний, задумав воплотить в реальность планы Цезаря о походе на восток. Если Вентидию со скромными силами удалось победить парфян, почему бы и Антонию с его огромной армией не совершить то же самое, но уже на территории Парфии, повторив великие победы Александра Македонского. Увы, не удалось. Хотя он, казалось, учел все промахи Красса, поход оказался крайне неудачным: Атоний потерял более трети армии, так и не добившись успеха, что, впрочем, не помешало ему объявить о победе над парфянами.
Вот только легионеров - участников похода обмануть невозможно. И когда Антоний двинул армию против Октавиана, легионы просто перешли на сторону его противника. Одно дело идти за непобедимым полководцем (как они пошли в свое время за Юлием Цезарем), ожидая наград и богатой добычи, и совсем другое - за человеком, чуть не погубившим их в чужой стране.
К 20 году до н.э. Август понимал, что, так или иначе, военного противостояния с Парфией не избежать. Вот только пример трех самых могущественных людей Рима: Лициния Красса, Юлия Цезаря и Марка Антония, которые либо планировали войну с Парфией, либо воевали с ней и в итоге погибли, никоим образом не вдохновлял осторожного и суеверного императора. Война с Парфией, пусть даже охваченной до сих пор смутой, как показала история последних 35 лет, дело крайне рисковое и очень дорогое, а победа в ней и вовсе не гарантирована.
Август уже послал своего пасынка и наследника Тиберия с армией на границу для оказания давления на Парфию, когда ему неожиданно выпала козырная карта. Один из парфянских мятежников Тиритад смог захватить столицу Парфии Селевкию и пленил там гарем царя Фраата IV, бежавшего в степи на востоке. Собрав силы, царь выбил узурпатора из столицы и тот бежал в римскую Сирию, прихватив с собой сына царя.
Вот теперь появился предмет торга. Ведь руках Августа сейчас наследник Парфии и многочисленные легионы на границе с ней. Что мешает ему заключить союз с Тиридатом и посадить мятежника на трон (ведь удалось ему такое уже раз даже без помощи Рима), как регента правящего от лица сына царя, а самого Фраата IV просто убить?
На самом деле Август блефовал, меньше всего на свете ему хотелось затевать большую войну с неясным исходом, но Фраат IV воспринял угрозу вполне серьезно и пошел на попятную. Он заключил мир с Римом, вернул всех пленных и орлов легионов, гарантировал неприкосновенность восточных границ в обмен на сына и отказ от поддержки Тиридата. Естественно, император Август представил все это в Риме как безусловную военную победу над Парфией, еще бы — он добился возвращения римских знамен и пленных, то к чему безуспешно стремились Юлий Цезарь и Марк Антоний.
Но это лишь начало нашей истории…
В том же 20 году до н.э. правители двух стран обменялись богатыми дарами, подтверждая добрососедские отношения, и одним из этих подарков стала красивая италийская рабыня Муза (или Муса), отправленная императором в дар уже немолодому царю Фраату IV.
Кем она была до этого неизвестно, но, думаю, Август хорошо знал ее, раз остановил свой выбор именно на ней. Дело в том, что первые годы правления император большую часть времени проводил в разъездах по провинциям Рима, а Ливия Августа (его жена) оставалась в Риме хозяйкой дома императора — в образе идеальной скромной римской матроны. При этом она имела огромное влияние на мужа, но со временем их отношения стали скорее крепкой дружбой-союзом нежели любовной связью. Август, вероятно, в поездках пользовался услугами рабынь, что не возбранялось женатым мужчинам. Похоже Муза — одна из них и, вполне возможно, Ливия, узнав об этой связи, потребовала от мужа убрать ее из своего окружения. На самом деле жена императора была коварной и мстительной женщиной, устранявшей своих врагов, не гнушаясь отравлениями и убийствами. Лучший способ оградить Музу от преследования Ливии — отправить ее подальше от Рима, где Ливия не могла ее достать. Впрочем, это лишь мои предположения.
Так или иначе, Муза — образованная рабыня, знавшая, как минимум, еще и греческий, который был в ходу в то время в Парфии (как один из государственных языков — наследство эллинистической Селевкидской державы). Не сомневаюсь, что ее умения в плане секса оказались выше всяческих похвал, как и ее красота. Некоторые историки считают, что она - римская шпионка, что мне кажется маловероятным, но вот проримским агентом влияния Муза, без сомнения, являлась. Впрочем, если она действительно была шпионкой, то тогда она — самый успешный шпион всех времен и народов в истории человечества.
Стареющий царь Парфии так увлекся новой наложницей, что вскоре сделал ее царицей. Не стоит преувеличивать значение данного события — в Парфии в то время в ходу многоженство, и она стала лишь одной из пяти жен царя. Все поменялось, когда в 18 г. до н.э. Муза родила царю сына, названного в его честь Фраатом. В историю он вошел как Фраатак, уменьшительное от имени царя — «маленький Фраат».
Со временем влияние Музы на царя все более росло, и она стала его главной и любимой женой. Будучи иноземкой, она понимала, что уже немолодой царь не вечен и после его смерти, его наследник точно убьет и ее, и ее сына, а значит надо, чтобы наследником стал именно Фраатак.
Как же убрать на пути к трону четырех старших сыновей царя, может, организовать отравление? Но смерть одного за другим нескольких наследников точно вызовет подозрения и обвинения в попытке захватить власть от ее недругов, которых хватало в избытке в окружении царя, недовольного ее быстрым возвышением, а значит, инициатива должна исходить от самого царя. Он мог объявить наследником Фраатака, что, впрочем, все равно не гарантировало его восхождения на трон. Ведь после смерти царя парфянская знать вполне могла сами объявить новым царем старшего сына, а не сына от чужестранки.
И тут Муза делает замечательный и неожиданный для всех ход, она в 10 году до н.э. убеждает царя отправить в Рим старших сыновей в знак союза и доверия к Риму. Теперь путь для ее сына к трону свободен!
Отправка наследников в качестве заложников практиковалась клиентскими царствами Рима. Они жили отнюдь не как пленники, ни в чем не нуждаясь, как лица царской крови, пропитываясь римской культурой. В случае их возвращения на родину бывшие заложники становились верными союзниками Рима. Естественно Август вновь преподнес это общественности как очередную политическую победу, знак практически полного подчинения Парфии, что, конечно же, не соответствовало действительности.
Во 2 году до н.э. царь Фраат IV уже глубокий старик, а его сыну Фраатаку исполняется 18 лет — с этого момента он взрослый мужчина. Пора престарелому царю освобождать место, и он действительно умирает, как пишут историки, от отравления организованного его «любящей женой».
Отныне на троне новый царь Фраат V — Фраатак, сын царицы Музы. Во втором году уже нашей эры, через три года после воцарения, Фраат V на острове на реке Ефрат (река-граница с Римской империей) встречается с новым наследником Августа Цезарем Випсанианом, подтверждает незыблемость границ и выводит парфянские войска из Армении, признавая ее зависимость от Рима, в обмен на гарантию того, что его старшие братья никогда не вернутся в Парфию.
Казалось, все для Музы сложилось более чем благоприятно, она мать царя Парфии, и ее сын слушает ее советы. Но... наша героиня хочет сама стать правящей царицей!
И ее желание воплощается в реальность. Впрочем, смотрите сами. Вот монета Фраата IV, мужа Музы.
Стандартный парфянский чекан того времени. На одной стороне изображение лица царя, на другой - царь на троне и богиня, вручающая ему пальмовую ветвь, в обрамлении квадратной "легенды" с греческим текстом.
А теперь поздние монеты Фраата V:
Здесь на обоих сторонах монет портреты — Фраатака и его матери Музы. Что это означает? Только одно — Муза соправительница царя Фраата V. Она уже не просто царица-мать, она на самом деле правит Парфией!
Как это стало возможным?
Римский историк Иосиф Флавий пишет: Муза, чтобы привязать к себе сына, вступила с ним в кровосмесительную связь и даже вышла за него замуж, вновь став царицей.
Для царствующих семей Парфии близкородственные связи не были чем-то из ряда вон выходящим, цари женились на сводных и двоюродных сестрах, на племянницах, но ничего подобного этому, ни раньше, ни позже, НИКОГДА не происходило. Многие историки отвергает эту версию, называя ее более поздней римской антипарфянской пропагандой, дабы представить парфян в виде диких варваров, попирающих фундаментальные устои морали, другие пишут, что вполне мог быть заключен некий священный ритуальный брак, не подразумевающей реальной сексуальной связи между матерью и сыном
Впрочем, парфяне сами неприятно поражены таким союзом и тем, что какая-то иноземка, бывшая наложница-рабыня и ее сын стали их правителями. Эта пара продержалась на троне еще 2 года и была свергнута новым царем Ородом III, дальним родственником правящей династии из провинции. Муза и Фраатак попытались сбежать в империю и, скорее всего, были убиты. Обстоятельства их смерти неизвестны.
По старой доброй традиции Ород III стал активно вырезать, нет, не своих братьев, а ближайших родственников старой династии, освобождая место у трона для своих родичей. Парфянскую знать (сплошь связанную узами родства) такая прыть провинциала не обрадовала, и они его, недолго думая, тоже зарезали. Поскольку близких кровных родственников царей практически уже не осталось, а выбор нового царя чреват очередным кровопролитием, решили выбрать человека царской крови, но такого, чтобы не усиливал сверх меры какое-либо из знатных семейств и особо не рыпался на троне. Вот тут, наконец, они вспомнили про царевичей в Риме.
Такой вариант весьма порадовал императора Августа, приславшего им старшего сына царя Фраата IV Вонана, уже 16 лет жившего в Риме. Первое время новый царь устраивал всех, но его явная проримская позиция стала раздражать знать, и через 5 лет в 12 году н.э. его низложили. Вонан бежал в Армению, стал там царем, но под давлением Парфии и с согласия римлян его сместили, и он удалился в Сирию, где римляне его арестовали, а затем и убили при попытке бегства.
Император Август умер 14 году н.э. и последние 34 года его правления Парфия не представляла угрозы на востоке, следуя в той или иной степени в русле внешней политики империи, при том, что прямого военного столкновения двух великих держав удалось избежать. В этом немалая заслуга нашей с вами героини Музы, прошедшей путь от рабыни до царицы-правительницы великой державы и сгинувшей бесследно в водоворотах истории...
Upd.
Долгое время вот эта голова скульптуры, найденной в Сузах (один из важнейших городов Парфии), считался портретом царицы Музы. Сейчас это атрибуция оспорена, более вероятно, что перед нами изображение древнегреческой богини удачи Тихе.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Более того, парфяне дважды победили, когда Рим попытался военной силой кардинально изменить баланс сил в свою пользу и вторгнуться на парфянскую территорию: гибель легионов Красса в 53 г. до н.э., а затем и неудачный поход Марка Антония в 36 г. до н.э.. Причем, если Антонию все же удалось вернуться с большей частью армии назад, то войско Марка Лициния Красса полегло почти полностью, лишь 10 тысяч римлян под командованием Кассия Лонгина смогли вернуться назад.
Именно это поражение и захват значков легионов — римских орлов, выставленных ныне в храме в столице Парфии, оставались болезненным напоминанием о поражении и уязвимости Рима. После разгрома Красса парфяне под руководством Пакора, сына царя Парфии Орода II, совершили набег на римскую провинцию Сирию, опустошив ее и захватив огромную добычу.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Юлий Цезарь непосредственно перед своей смертью готовился к войне на востоке, чтобы отомстить за поражение Красса, поставить Парфию на колени и, разумеется, вернуть домой римских орлов и пленных римлян. К тому же, парфяне поддерживали в гражданской войне Помпея, соперника Цезаря, а вот реальную помощь оказать ему не успели. Зато, после смерти Цезаря, парфянская армия, вновь ведомая царевичем Пакором, захватила Сирию и вторглась в Малую Азию, под предлогом помощи своим римским союзникам-помпеянцам, но вот на этот раз у них не сложилось. Полководец Марка Антония Публий Вентидий Басс дважды нанес поражение парфянам и уничтожил армию вторжения, в одной из битв погиб и царевич Пакор - наследник трона Парфии.
«Акела промахнулся!» — неудача похода на запад вдохновила одного из младших сыновей царя Орода II Фраата на захват власти. Он убил отца, а затем, по доброй парфянской традиции, перебил всех своих братьев и стал править Парфией под именем Фраата IV. В стране началась смута.
Именно этим и решил воспользоваться Марк Антоний, задумав воплотить в реальность планы Цезаря о походе на восток. Если Вентидию со скромными силами удалось победить парфян, почему бы и Антонию с его огромной армией не совершить то же самое, но уже на территории Парфии, повторив великие победы Александра Македонского. Увы, не удалось. Хотя он, казалось, учел все промахи Красса, поход оказался крайне неудачным: Атоний потерял более трети армии, так и не добившись успеха, что, впрочем, не помешало ему объявить о победе над парфянами.
Вот только легионеров - участников похода обмануть невозможно. И когда Антоний двинул армию против Октавиана, легионы просто перешли на сторону его противника. Одно дело идти за непобедимым полководцем (как они пошли в свое время за Юлием Цезарем), ожидая наград и богатой добычи, и совсем другое - за человеком, чуть не погубившим их в чужой стране.
К 20 году до н.э. Август понимал, что, так или иначе, военного противостояния с Парфией не избежать. Вот только пример трех самых могущественных людей Рима: Лициния Красса, Юлия Цезаря и Марка Антония, которые либо планировали войну с Парфией, либо воевали с ней и в итоге погибли, никоим образом не вдохновлял осторожного и суеверного императора. Война с Парфией, пусть даже охваченной до сих пор смутой, как показала история последних 35 лет, дело крайне рисковое и очень дорогое, а победа в ней и вовсе не гарантирована.
Август уже послал своего пасынка и наследника Тиберия с армией на границу для оказания давления на Парфию, когда ему неожиданно выпала козырная карта. Один из парфянских мятежников Тиритад смог захватить столицу Парфии Селевкию и пленил там гарем царя Фраата IV, бежавшего в степи на востоке. Собрав силы, царь выбил узурпатора из столицы и тот бежал в римскую Сирию, прихватив с собой сына царя.
Вот теперь появился предмет торга. Ведь руках Августа сейчас наследник Парфии и многочисленные легионы на границе с ней. Что мешает ему заключить союз с Тиридатом и посадить мятежника на трон (ведь удалось ему такое уже раз даже без помощи Рима), как регента правящего от лица сына царя, а самого Фраата IV просто убить?
На самом деле Август блефовал, меньше всего на свете ему хотелось затевать большую войну с неясным исходом, но Фраат IV воспринял угрозу вполне серьезно и пошел на попятную. Он заключил мир с Римом, вернул всех пленных и орлов легионов, гарантировал неприкосновенность восточных границ в обмен на сына и отказ от поддержки Тиридата. Естественно, император Август представил все это в Риме как безусловную военную победу над Парфией, еще бы — он добился возвращения римских знамен и пленных, то к чему безуспешно стремились Юлий Цезарь и Марк Антоний.
Но это лишь начало нашей истории…
В том же 20 году до н.э. правители двух стран обменялись богатыми дарами, подтверждая добрососедские отношения, и одним из этих подарков стала красивая италийская рабыня Муза (или Муса), отправленная императором в дар уже немолодому царю Фраату IV.
Кем она была до этого неизвестно, но, думаю, Август хорошо знал ее, раз остановил свой выбор именно на ней. Дело в том, что первые годы правления император большую часть времени проводил в разъездах по провинциям Рима, а Ливия Августа (его жена) оставалась в Риме хозяйкой дома императора — в образе идеальной скромной римской матроны. При этом она имела огромное влияние на мужа, но со временем их отношения стали скорее крепкой дружбой-союзом нежели любовной связью. Август, вероятно, в поездках пользовался услугами рабынь, что не возбранялось женатым мужчинам. Похоже Муза — одна из них и, вполне возможно, Ливия, узнав об этой связи, потребовала от мужа убрать ее из своего окружения. На самом деле жена императора была коварной и мстительной женщиной, устранявшей своих врагов, не гнушаясь отравлениями и убийствами. Лучший способ оградить Музу от преследования Ливии — отправить ее подальше от Рима, где Ливия не могла ее достать. Впрочем, это лишь мои предположения.
Так или иначе, Муза — образованная рабыня, знавшая, как минимум, еще и греческий, который был в ходу в то время в Парфии (как один из государственных языков — наследство эллинистической Селевкидской державы). Не сомневаюсь, что ее умения в плане секса оказались выше всяческих похвал, как и ее красота. Некоторые историки считают, что она - римская шпионка, что мне кажется маловероятным, но вот проримским агентом влияния Муза, без сомнения, являлась. Впрочем, если она действительно была шпионкой, то тогда она — самый успешный шпион всех времен и народов в истории человечества.
Стареющий царь Парфии так увлекся новой наложницей, что вскоре сделал ее царицей. Не стоит преувеличивать значение данного события — в Парфии в то время в ходу многоженство, и она стала лишь одной из пяти жен царя. Все поменялось, когда в 18 г. до н.э. Муза родила царю сына, названного в его честь Фраатом. В историю он вошел как Фраатак, уменьшительное от имени царя — «маленький Фраат».
Со временем влияние Музы на царя все более росло, и она стала его главной и любимой женой. Будучи иноземкой, она понимала, что уже немолодой царь не вечен и после его смерти, его наследник точно убьет и ее, и ее сына, а значит надо, чтобы наследником стал именно Фраатак.
Как же убрать на пути к трону четырех старших сыновей царя, может, организовать отравление? Но смерть одного за другим нескольких наследников точно вызовет подозрения и обвинения в попытке захватить власть от ее недругов, которых хватало в избытке в окружении царя, недовольного ее быстрым возвышением, а значит, инициатива должна исходить от самого царя. Он мог объявить наследником Фраатака, что, впрочем, все равно не гарантировало его восхождения на трон. Ведь после смерти царя парфянская знать вполне могла сами объявить новым царем старшего сына, а не сына от чужестранки.
И тут Муза делает замечательный и неожиданный для всех ход, она в 10 году до н.э. убеждает царя отправить в Рим старших сыновей в знак союза и доверия к Риму. Теперь путь для ее сына к трону свободен!
Отправка наследников в качестве заложников практиковалась клиентскими царствами Рима. Они жили отнюдь не как пленники, ни в чем не нуждаясь, как лица царской крови, пропитываясь римской культурой. В случае их возвращения на родину бывшие заложники становились верными союзниками Рима. Естественно Август вновь преподнес это общественности как очередную политическую победу, знак практически полного подчинения Парфии, что, конечно же, не соответствовало действительности.
Во 2 году до н.э. царь Фраат IV уже глубокий старик, а его сыну Фраатаку исполняется 18 лет — с этого момента он взрослый мужчина. Пора престарелому царю освобождать место, и он действительно умирает, как пишут историки, от отравления организованного его «любящей женой».
Отныне на троне новый царь Фраат V — Фраатак, сын царицы Музы. Во втором году уже нашей эры, через три года после воцарения, Фраат V на острове на реке Ефрат (река-граница с Римской империей) встречается с новым наследником Августа Цезарем Випсанианом, подтверждает незыблемость границ и выводит парфянские войска из Армении, признавая ее зависимость от Рима, в обмен на гарантию того, что его старшие братья никогда не вернутся в Парфию.
Казалось, все для Музы сложилось более чем благоприятно, она мать царя Парфии, и ее сын слушает ее советы. Но... наша героиня хочет сама стать правящей царицей!
И ее желание воплощается в реальность. Впрочем, смотрите сами. Вот монета Фраата IV, мужа Музы.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Стандартный парфянский чекан того времени. На одной стороне изображение лица царя, на другой - царь на троне и богиня, вручающая ему пальмовую ветвь, в обрамлении квадратной "легенды" с греческим текстом.
А теперь поздние монеты Фраата V:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Здесь на обоих сторонах монет портреты — Фраатака и его матери Музы. Что это означает? Только одно — Муза соправительница царя Фраата V. Она уже не просто царица-мать, она на самом деле правит Парфией!
Как это стало возможным?
Римский историк Иосиф Флавий пишет: Муза, чтобы привязать к себе сына, вступила с ним в кровосмесительную связь и даже вышла за него замуж, вновь став царицей.
Для царствующих семей Парфии близкородственные связи не были чем-то из ряда вон выходящим, цари женились на сводных и двоюродных сестрах, на племянницах, но ничего подобного этому, ни раньше, ни позже, НИКОГДА не происходило. Многие историки отвергает эту версию, называя ее более поздней римской антипарфянской пропагандой, дабы представить парфян в виде диких варваров, попирающих фундаментальные устои морали, другие пишут, что вполне мог быть заключен некий священный ритуальный брак, не подразумевающей реальной сексуальной связи между матерью и сыном
Впрочем, парфяне сами неприятно поражены таким союзом и тем, что какая-то иноземка, бывшая наложница-рабыня и ее сын стали их правителями. Эта пара продержалась на троне еще 2 года и была свергнута новым царем Ородом III, дальним родственником правящей династии из провинции. Муза и Фраатак попытались сбежать в империю и, скорее всего, были убиты. Обстоятельства их смерти неизвестны.
По старой доброй традиции Ород III стал активно вырезать, нет, не своих братьев, а ближайших родственников старой династии, освобождая место у трона для своих родичей. Парфянскую знать (сплошь связанную узами родства) такая прыть провинциала не обрадовала, и они его, недолго думая, тоже зарезали. Поскольку близких кровных родственников царей практически уже не осталось, а выбор нового царя чреват очередным кровопролитием, решили выбрать человека царской крови, но такого, чтобы не усиливал сверх меры какое-либо из знатных семейств и особо не рыпался на троне. Вот тут, наконец, они вспомнили про царевичей в Риме.
Такой вариант весьма порадовал императора Августа, приславшего им старшего сына царя Фраата IV Вонана, уже 16 лет жившего в Риме. Первое время новый царь устраивал всех, но его явная проримская позиция стала раздражать знать, и через 5 лет в 12 году н.э. его низложили. Вонан бежал в Армению, стал там царем, но под давлением Парфии и с согласия римлян его сместили, и он удалился в Сирию, где римляне его арестовали, а затем и убили при попытке бегства.
Император Август умер 14 году н.э. и последние 34 года его правления Парфия не представляла угрозы на востоке, следуя в той или иной степени в русле внешней политики империи, при том, что прямого военного столкновения двух великих держав удалось избежать. В этом немалая заслуга нашей с вами героини Музы, прошедшей путь от рабыни до царицы-правительницы великой державы и сгинувшей бесследно в водоворотах истории...
Upd.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Долгое время вот эта голова скульптуры, найденной в Сузах (один из важнейших городов Парфии), считался портретом царицы Музы. Сейчас это атрибуция оспорена, более вероятно, что перед нами изображение древнегреческой богини удачи Тихе.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация