Как работать с учетом банковского светофора ЦБ

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.849
Репутация
11.595
Реакции
61.745
RUB
50
С начала июля 2022 года начал действовать сервис «Знай своего клиента». Он разработан для банков и позволяет получать сведения о каждом клиенте банка (юрлице или ИП).



[H1]
Часть 1​
[/H1]

Все, кто числятся в базе, распределены по уровням риска: низкий, средний и высокий. Каждый из них имеет свои последствия для компаний и ИП. Доступ к этой базе имеется у каждого кредитного учреждения, зарегистрированного на территории РФ. Эксперты рассказывают о том, как определить свой уровень риска и работать в новых условиях.

[H2]
Кто и как проводит оценку​
[/H2]

Оценкой клиентов занимается как сам обслуживающий банк, так и ЦБ. Последний предоставляет банкам информацию через личный кабинет. Из него банки могут получить сведения о каждом клиенте.

Ввод системы банковского светофора не отменяет мероприятия, которые банки проводят в рамках соблюдения антиотмывочных законов. Как и раньше проводится проверка клиентов, которые принимаются на обслуживание, отслеживаются все сомнительные операции и операции, подлежащие контролю.

По уровню риска банки определяют возможность совершения клиентом операций, направленных на легализацию незаконных доходов и финансирование терроризма. От уровня риска, который присваивается клиенту, зависит перечень и жесткость мероприятий, применяемых в отношении него банком, а также принцип их обжалования.


Оценка ЦБ

Разработкой критериев, по которым субъекты бизнеса относят к определенному уровню рисков, занимался ЦБ. В своей деятельности компаниям и ИП следует учитывать данные критерии, чтобы не попасть в красную зону. При этом наличие у вашего бизнеса одного из критериев не означает, что ваша компания будет отнесена к соответствующей зоне риска. К примеру, наличие у общества минимальной суммы уставного капитала не означает, что оно ведет сомнительную деятельность.

Оценивает уровни рисков определенный алгоритм, принцип работы которого не раскрывается. Критерии оценки ЦБ будут использоваться в совокупности с признаками сомнительных операций, которые установлены положением ЦБ №375-П от 02.03.2012. Также алгоритм будет отслеживать цепочки платежей, то есть от кого поступили деньги на счет, а также кому перечислены и на какие цели. Окончательное решение об отнесении клиента к определенному риску принимается аналитиком ЦБ.

С детальным перечнем признаков, по которым ЦБ относят клиента к определенной группе риска, можно ознакомиться в решении совета директоров ЦБ от 24.06.2022.

Приведем основные 6 групп критериев:

  • оценка, вид, характер и финансовые результаты деятельности компании или ИП;
  • оценка операций по счетам в банках компаний или ИП;
  • оценка учредителей (участников), руководителей юрлица, а также физлица, зарегистрированного в качестве ИП;
  • оценка аффилированности компании/ИП со сторонними юрлицами и ИП, которые совершают подозрительные операции;
  • национальная и секторальная оценка рисков;
  • оценка информации, поступающей от госорганов.

Оценка обслуживающими банками

Показатели, по которым банки оценивают своих клиентов, устанавливаются правилами внутреннего контроля. При их разработке банки учитывают признаки сомнительных операций и исходят из положения ЦБ №375-П от 02.03.2012. Также банки могут руководствоваться оценкой ЦБ, но не обязаны этого делать. Учитывать ее или нет, каждая кредитная организация решает сама и прописывает это в правилах внутреннего контроля.

Если клиент отнесен к зеленой зоне риска, то информацию о нем банк обязан обновлять не реже 1 раза за 3 года. В отношении компаний и ИП, зачисленных в желтую и зеленую группы такие сведения обновляются не реже 1 раза в год. Если появились подозрения, что полученная ранее информация недостоверна, то банк ее обязан обновить. Сделать это он должен на протяжении 7 рабочих дней со дня обнаружения неточности. Все сведения, находящиеся в базе данных, носят конфиденциальный характер и не подлежат размещению в каких-либо источниках.

[H2]
Уровни рисков​
[/H2]

Банковский светофор включает в себя 3 группы рисков, которые обозначаются цветами:
  • высокий риск (красная зона);
  • средний риск (желтая зона);
  • низкий риск (зеленая зона).
Критерии, по которым банки относят клиентов к определенной зоне, не разглашаются. Предлагаем ознакомиться с общими признаками, по которым вы сможете понять свой уровень риска. Но помните, что группу риска могут изменить в любой момент.

Группа рискаПризнаки
Высокие риски (красная зона)Компании и ИП, не ведущие реальной деятельности и открытые специально для проведения сомнительных операций, целью которых является легализация незаконных доходов. То есть, к такой зоне относятся технические фирмы, которые не созданы для ведения бизнеса. Среди основных признаков технической компании можно выделить следующие:
  • юрлицо зарегистрировано по адресу массовой регистрации;
  • у компании или ИП отсутствует реальная деятельность (нет персонала, заработной платы, не уплачиваются налоги, отсутствуют платежи по аренде и коммунальным услугам, товары и материалы не оплачиваются поставщикам либо оплачиваются в незначительном количестве);
  • бизнес зарегистрирован на подставных граждан;
  • фирма или ИП сотрудничает с контрагентами из красной зоны;
  • назначение платежей не соответствует основной заявленной деятельности;
  • клиент проводит транзитные операции и прочее.
Средние риски (желтая зона)Компании и ИП, занимающиеся реальной деятельностью, но периодически совершающие сомнительные операции:
  • постоянно ведущие расчеты по основной деятельности (оплачивают товары, услуги и работы);
  • выплачивающие заработную плату, оплачивающие налоги и взносы, арендные и коммунальные платежи;
  • периодически совершающие сомнительные операции (например, крупные денежные переводы юрлицам и ИП с сомнительной репутацией, транзитные операции и прочее).
Низкие риски (зеленая зона)К данной зоне относятся компании и ИП, которые:
  • ведут настоящую деятельность (выплачивают заработную плату, платят налоги и взносы, оплачивают услуги и товары поставщикам, коммунальные и арендные платежи и прочее);
  • не проводят сомнительных операций (при выявлении одной из них банк сменит зону рисков на желтую).

[H2]
Последствия для клиентов​
[/H2]

Отнесение клиентов к одной из групп риска имеет свои последствия. Расскажем о самых значимых из них.


Красная зона

Самые негативные последствия ждут юрлиц и ИП, которых отнесли к красной группе риска. Таким клиентам запрещены практически все банковские операции. Компании откажут в открытии счета в банке.

Если он уже открыт, то под запретом окажутся следующие операции:
  • выдача остатка наличных средств при расторжении договора;
  • перевод остатка денежных средств на счет в другом банке или стороннего лица;
  • использование электронных средств платежа;
  • проведение любых платежей (кроме выплаты заработной платы, уплаты налогов и взносов), в том числе с использованием системы быстрых платежей.
Средства на счете будут недоступны клиенту до тех пор, пока он не оспорит свой статус. Если он этого не сделает, банк расторгнет с ним договор на обслуживание счета. С октября 2022 года такие компании и ИП будут принудительно исключаться из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Деньги со счетов этих клиентов будут направлены на погашение долгов перед кредиторами, а остатки вернут в соответствии с требованиями ФЗ РФ №115.


Желтая зона

Клиентам, которые попали в желтую группу риска, банки могут отказать в проведении следующих операций:
  • открытие счета, если имеются подозрения, что он будет использоваться для сомнительных операций;
  • в перечислении или зачислении средств на расчетный счет, если появится подозрения, что операция совершается для легализации или отмывания незаконных доходов.
Если банк на протяжении года дважды откажет такому клиенту в проведении операций, договор на обслуживание счета может быть расторгнут.


Зеленая зона

Компаниям и ИП, отнесенным к группе с низким уровнем риска, банки не могут отказать:
  • в заключении договора на банковское обслуживание;
  • в переводе средств юрлицу или ИП, которые являются клиентами этого же банка и находятся в группе с низким уровнем риска.
С такими клиентами банки не могут в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского обслуживания.

Клиент с низким уровнем риска может беспрепятственно проводить операции с «зелеными» контрагентами, открывать новые счета. Но если сотрудники банка заподозрят клиента в намерении совершить сомнительную операцию, в ее проведении могут отказать. При этом уровень риска такой компании или ИП будет понижен до желтого. Сделают это на протяжении одного рабочего дня, следующего за днем отказа в совершении операции. Такой отказ может быть оспорен клиентом в самом банке, а затем в межведомственной комиссии и суде.

[H2]
Как установить группу риска​
[/H2]

Для снижения уровня риска потребуется его выяснить. Также следует уделять больше внимания проверке контрагентов.


Узнаем свою группу риска

Банки обязаны оповестить клиента о присвоенной ему группе риска только в случае, если ЦБ отнес его к красной зоне. Сделать это банк обязан на протяжении 5 рабочих дней со дня отнесения к группе с высокими рисками.

То есть, если клиент отнесен в зеленую или желтую группу рисков, извещать его об этом банк не обязан. Кроме того, если сам банк отнесет компанию или ИП к красной зоне, без участия ЦБ, уведомлять их об этом банк также не должен.

Получить информацию о зоне риска, в которую отнесен ваш бизнес, вы сможете в обслуживающем банке. Так как на законодательном уровне не закреплены требования об оповещении клиентов о зоне риска, каждый банк самостоятельно принимает решение делать это или нет. Для получения сведений от клиента могут потребовать заявление в свободной форме либо на бланке, утвержденном в кредитном учреждении.


Узнаем уровень риска контрагента

Большинство банков запустили платные ресурсы, на которых можно проверить любого контрагента. Некоторые банки позволяют узнать уровень риска контрагента в системе «Клиент-Банк» при заполнении платежки. Например, цвет группы риска может высвечиваться после введения ИНН контрагента.


Как изменить группу риска

Уровень риска может меняться банком на основе анализа операций клиента, а также по результатам решения межведомственной комиссии или суда. Следует учитывать, что уровень риска может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Существуют ситуации, когда банк обязан изменить уровень рисков или принять решение о том, менять их или нет.

Например, если клиент с высоким уровнем риска реабилитировался в межведомственной комиссии или в суде, банк обязан изменить уровень риска на средний или низкий. Если же клиент не подавал заявления в межведомственную комиссию или в суд, банк не вправе менять уровень риска.

Если клиент, находящийся в желтой зоне, замечен в проведении сомнительных операций, банк вправе изменить уровень риска на более высокий. С другой стороны, если клиент оспорил отказ в проведении сомнительных операций в самом банке, в межведомственной комиссии или в суде, банк может изменить уровень риска на более низкий, но не обязан.
 
Последнее редактирование:
[H1]
Часть 2​
[/H1]

[H2]
Как снизить риски​
[/H2]

Ознакомим вас с основными правилами, соблюдение которых позволяет устранить риски совершения подозрительных операций. И как следствие, у банков появится основание для пересмотра вашего уровня риска:

  1. Проверка действующих и потенциальных контрагентов. Сотрудничать стоит только с контрагентами, которые находятся в зеленой зоне рисков. В противном случае ваш уровень может быть понижен, а операции заблокированы.
  2. Оформление взаимоотношений с контрагентами договорами, фиксация всех изменений в сделки дополнительными соглашениями к договорам.
  3. Своевременное оповещение банка и ФНС об изменении ОКВЭД, состава участников, учредителей, руководителя.
  4. Проверка записей в ЕГРЮЛ на актуальность. Инспекторы ИФНС проверяют достоверность сведений в ЕГРЮЛ в отношении учредителей, руководителя, юрадреса. Если будет выявлено, что в ЕГРЮЛ занесена недостоверная информация, инспекторы известят об этом юрлицо.
На протяжении месяца потребуется актуализировать информацию в ЕГРЮЛ. Если этого не сделать, начнется внесудебная процедура исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ. После того как банк узнает об этом, компания будет отнесена к красной зоне риска.

  1. Детальное указание назначения платежа в платежках (наименование товаров, услуг, работ, за которые перечисляются деньги, реквизиты договоров).
  2. Предоставление банку полного комплекта документов по операциям.
  3. Собственник компании не дробит свой бизнес на несколько фирм и ИП.
  4. Отказ от проведения подозрительных операций, не связанных с доставкой товаров, материалов, оплатой услуг.
  5. Банк видит, что компания/ИП ведут реальную деятельность: перечисляют заработную плату сотрудникам, платят налоги, за услуги ЖКХ, аренду и прочее.
  6. Предоставление документального обоснования на снятие наличности со счета.
  7. Перечисление заработной платы, НДФЛ, страховых взносов с одного счета.
  8. Отказ от платежей, которые не соответствуют выбранному ОКВЭД.
  9. Минимизация наличных расчетов с контрагентами. По одному договору сумма платежа наличностью не может превышать суммы в 100 тыс. рублей.
[H2]
Оспаривание отказа в обслуживании​
[/H2]

Порядок оспаривания отказа в проведении операций и открытии счета определяется уровнем риска, который присвоен банком предпринимателю или юрлицу.


ЦБ установил высокий риск

Если при оценке клиентов банк руководствуется информацией ЦБ, то оспаривать высокий риск в банке бессмысленно. Для этого придется обращаться в межведомственную комиссию или суд и следовать следующим рекомендациям.

Шаг 1. На протяжении полугода после того, как банк уведомил вас о присвоении высокого уровня риска, вам необходимо подать заявление на оспаривание в межведомственную комиссию (МВК). К нему потребуется приложить подтверждающую документацию.

Если МВК вынесет решение в вашу пользу, то ЦБ и обслуживающий банк на протяжении одного рабочего дня повысят ваш уровень надежности и снимут запрет на операции. При вынесении решения не в вашу пользу переходите к следующему шагу.

Шаг 2. Неудовлетворительное решение МВК юрлицо или ИП может оспорить в суде. Если суд встанет на сторону банка и МВК, то договор на обслуживание счета будет расторгнут. А с 01 октября 2022 года сведения о таком клиенте станут исключать из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Если суд примет решение в пользу компании или ИП, то на протяжении одного рабочего дня с момента вступления в силу судебного решения ЦБ и банк обязаны изменить уровень риска клиента. После этого он сможет совершать операции.


Уровень риска определил банк

Клиентам, которым установлен красный уровень риска обслуживающим банком, для его оспаривания следует подготовить подтверждающие документы и предоставить их в свой банк. Дальнейший порядок действий зависит от реакции кредитной организации. Порядок действий будет таковым.

Шаг 1. Получите от банка сведения о причинах отказа в обслуживании. Кредитная организация обязана не только проинформировать вас об отказе в обслуживании, но и раскрыть его причины. Зная их, вы сможете предпринять необходимые меры для оспаривания.

Шаг 2. Передайте в банк документацию для пересмотра решения об отказе. Узнав о причинах, которые стали основанием для присвоения вашему бизнесу высокого уровня риска, вы сможете подать в банк письменные пояснения. Их следует подкрепить документацией, подтверждающей вашу добросовестность.

Состав пакета документации определяется причинами, по которым банк отнес вас к неблагонадежным. Среди таких документов могут быть договоры с контрагентами, платежки из другого банка, если вы через него платили налоги, копии налоговых деклараций и прочее.

Шаг 3. Получите решение банка. На протяжении семи рабочих дней банк обязан рассмотреть представленную документацию, принять решение о том, нужно ли менять уровень риска, и оповестить об этом клиента.

Если причины отказа в проведении операций будут устранены, банк предоставит доступ и направит информацию о клиенте в Росфинмониторинг. Последний исключит компанию/ИП из «черного списка». При получении отказа от банка, его решение обжалуется в МВК.

Шаг 4. Обращение в МВК. Если банк отказал в проведении операций или заключении договора на обслуживание банковского счета, его решение можно обжаловать в МВК при ЦБ. Для этого в комиссию подается специальное заявление с документами. Обращаться в МВК можно только после получения отказа от банка.

Заявление подается в произвольной форме и подкрепляется пакетом документации, подтверждающим вашу правоту. В заявлении необходимо указать решение банка, которое вы хотите обжаловать и сведения об этом кредитном учреждении.

Ниже должна отображаться информация о вашей компании и ее деятельности: название, адрес, ИНН, коды ОКВЭД, наличие складских и производственных помещений, показатели бухгалтерской отчетности, сведения об уплате налогов, о крупных контрагентах и прочее. Чем подробнее вы опишите деятельность своей компании, тем легче будет убедить членов комиссии в том, что вы ведете реальную деятельность.

Заявление в МВК следует подкрепить:

  • сведениями об операции, в проведении которой было отказано вашей компании (дата, номер платежки, сумма, контрагент);
  • информацией о банке, отказавшем в проведении операции;
  • документацией, подтверждающей полномочия лица, подписавшего заявление в МВК;
  • сообщением банка, которое подтверждает, что причины отказа в проведении операций не устранены;
  • документацией, которую вы предоставляли в банк для снятия ограничений на проведение операций и получили отказ.
Заявление с пакетом документации можно отправить в МВК через интернет-приемную на сайте ЦБ или почтой на адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д.12.

Шаг 5. Получение решение МВК. На протяжении 20 рабочих дней с момента получения заявления комиссия рассмотрит его и запросит с банка объяснения, что стало причиной отказа. Далее, на протяжении 3-х рабочих дней комиссия извещает заявителя и банк о принятом решении. Оно является для банка обязательным.

Если в отношении вашего бизнеса принято положительное решение, то на протяжении рабочего дня комиссия известит об этом Росфинмониторинг, после чего сведения о компании будут исключены из «черного списка». В случае принятия отрицательного решения вы можете обратиться в суд.

Если судьи встанут на вашу сторону, то банк известит об этом Росфинмониторинг на протяжении рабочего дня с момента получения судебного решения, вступившего в силу.

В заключение добавим, что до начала июля 2022 года банки активно использовали повышенные комиссии при расторжении договора в связи с сомнительными операциями. За перевод остатка средств на счет в другом банке клиентам приходилось переплачивать. Такая же картина наблюдалась с сомнительными операциями. За их проведение банки взимали повышенные комиссии.

В соответствии с ФЗ РФ №112 от 16.04.2022 взимание повышенных комиссий запрещено. Если вы столкнулись с ситуацией, когда банк нарушает требования закона, у вас имеется возможность подать жалобу в ЦБ через сайт либо по почте: Сандуновский пер, д.3, стр.1.
 
Сверху Снизу