Покупка бизнеса по договору франчайзинга позволяет предпринимателю не только открыть дело и сразу получать гарантированный доход.
Для владельца франшизы это неплохой способ сэкономить на налогах. Но при упаковке франшизы нужно тщательно продумать договор франчайзинга и включить такие условия, которые отведут налоговую от подозрений в дроблении бизнеса.
Основным условием такой сделки является требование правообладателя действовать по его инструкциям и указаниям. Предприниматель должен продавать такие услуги или товары с функциями, которые пользователь получал бы при покупке их напрямую у производителя. А качество продукции или услуг должно соответствовать документации владельца франшизы.
Вот условия, которые налоговая сочтет подходящими признаками ухода от уплаты налогов (например, к этим фактам были вопросы у ФНС в деле против KFC – определение от 05.11.2019 № 308-ЭС19-19669):
Чтобы договор франчайзинга был рабочим, правообладатель должен передать покупателю целый комплекс исключительных прав за вознаграждение.
Сюда относятся права:
Налоговики могут подозревать франчайзера в дроблении бизнеса и в том случае, если он будет выступать в качестве единственного поставщика для своих франчайзи. Например, в одном деле (постановление Первого ААС от 03.03.2021 по делу № А11-15678/2019) у франчайзера и подконтрольных компаний была единая система дисконтных карт. А ИП к тому же были родственниками владельца франшизы, да и IP-адреса с кассой у них совпадали.
Здесь франчайзи удалось отбиться от налоговой продажей старых касс другим предпринимателям – такая продажа не запрещена законом. А услугами упомянутого в деле оператора онлайн-касс пользуются миллионы предпринимателей по России, поэтому здесь претензии налоговой неправомерны.
- В данном деле налоговая также сослалась на переход сотрудников из компании к ИП – на дробление бизнеса это не походило из-за малочисленности таких работников (всего 3% сотрудников от общего числа перешло к ИП).
А если IP-адреса компании и ИП совпали, то франчайзи могут снимать помещение в одном здании с владельцем франшизы.
Для владельца франшизы это неплохой способ сэкономить на налогах. Но при упаковке франшизы нужно тщательно продумать договор франчайзинга и включить такие условия, которые отведут налоговую от подозрений в дроблении бизнеса.
Какие условия договора могут вызвать подозрения налоговой в дроблении бизнеса
Франчайзинг – это договор, который предприниматель (франчайзи) заключает с владельцем фирмы и в дальнейшем бизнес ведется от ее имени. Таким образом компания, продающая франшизу, передает права на товарный знак нескольким независимым компаниям либо ИП. И если не оформить правильно договор франчайзинга, налоговая может заподозрить владельца франшизы в дроблении бизнеса.Основным условием такой сделки является требование правообладателя действовать по его инструкциям и указаниям. Предприниматель должен продавать такие услуги или товары с функциями, которые пользователь получал бы при покупке их напрямую у производителя. А качество продукции или услуг должно соответствовать документации владельца франшизы.
Предприниматели, купившие бизнес по франшизе, должны оформить свои сайты или торговые точки по требованиям правообладателя. Но иногда налоговая может заподозрить компанию в дроблении бизнеса и попытается доказать этот факт в суде.
Вот условия, которые налоговая сочтет подходящими признаками ухода от уплаты налогов (например, к этим фактам были вопросы у ФНС в деле против KFC – определение от 05.11.2019 № 308-ЭС19-19669):
- Группой компаний, купившей франшизу, владеет единственный учредитель, он же выступает в качестве директора;
- Работники, имущественные и финансовые активы закреплялись за конкретными компаниями из группы, которые были оформлены как обособленные подразделения;
- У группы компаний был один доступ к системе интернет-банкинга и велся общий учет входящей и исходящей корреспонденции.
Чтобы договор франчайзинга был рабочим, правообладатель должен передать покупателю целый комплекс исключительных прав за вознаграждение.
Сюда относятся права:
- На товарный знак
- Знак обслуживания
- Коммерческое обозначение.
Налоговики могут подозревать франчайзера в дроблении бизнеса и в том случае, если он будет выступать в качестве единственного поставщика для своих франчайзи. Например, в одном деле (постановление Первого ААС от 03.03.2021 по делу № А11-15678/2019) у франчайзера и подконтрольных компаний была единая система дисконтных карт. А ИП к тому же были родственниками владельца франшизы, да и IP-адреса с кассой у них совпадали.
Здесь франчайзи удалось отбиться от налоговой продажей старых касс другим предпринимателям – такая продажа не запрещена законом. А услугами упомянутого в деле оператора онлайн-касс пользуются миллионы предпринимателей по России, поэтому здесь претензии налоговой неправомерны.
- В данном деле налоговая также сослалась на переход сотрудников из компании к ИП – на дробление бизнеса это не походило из-за малочисленности таких работников (всего 3% сотрудников от общего числа перешло к ИП).
А если IP-адреса компании и ИП совпали, то франчайзи могут снимать помещение в одном здании с владельцем франшизы.
В итоге суд не смог найти признаков дробления бизнеса.
Как франчайзи защититься от претензий налоговой
- Не пересекайтесь с владельцем франшизы – не стоит заключать договор франчайзинга с родственником, а компании должны иметь разных учредителей. Имущественные, финансовые активы тоже должны быть разными. А офис и производственные помещения лучше снимать в другом месте.
- Покупайте франшизу по рыночной стоимости. Если она отличается, судье и налоговой это бросится в глаза.
- Франчайзеру лучше передавать товарный знак и другие исключительные права за вознаграждение. Безвозмездная передача привлечет внимание налоговиков и те сочтут это признаком взаимозависимости.
- Условия о покупке франшизы должны быть доступными. Если франшизу нельзя купить любому человеку, это точно вызовет подозрения у налоговой.
Обязательные условия договора франчайзинга
Эти условия обязательно должны быть в договоре, поскольку в противном случае Роспатент не зарегистрирует договор франчайзинга:- Какие интеллектуальные права передают покупателю франшизы
- Стоимость вознаграждения за передаваемую интеллектуальную собственность
- Что именно разрешено делать по договору покупателю франшизы и как он может использовать имущество и нематериальные активы правообладателя
- Конфиденциальные данные, например используемые ноу-хау франчайзера
- Требование о соблюдении качества продукции или товаров, которые и составляют франшизу.