Что и говорить, у людей, которым повезло родиться в XIX веке, развлечений было немного. Кто-то поспорит — мол, зато у них был свежий воздух и экологически чистая брюква. Но какой в этом толк? Ведь, даже если ты при такой экологичной жизни проживешь до глубокой старости, у тебя так и не появится любимого сериала! Разве что дотянешь до выхода на экраны документального фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», да и то не факт.
В общем, со зрелищами было туго. Поэтому, в сущности, нет ничего удивительного, что в Париже XIX века одной из главных развлекательных достопримечательностей стал общедоступный городской морг. Парижский морг в XIX веке привлекал сотни тысяч зевак, а некоторые приходили целыми семьями по выходным.
В начале века морг располагался в небольшом темном помещении в замке-тюрьме Большой Шатле. В 1804 году морг переехал в собственное здание у моста Сен-Мишель. И, наконец, во время перестройки Парижа бароном Османом морг триумфально обосновался в большом и нарядном здании позади собора Парижской Богоматери, Нотр-Дама то бишь.
Переезды во все более большие и доступные парижанам пространства были связаны со стремительно растущей популярностью морга. Дело в том, что морг был общедоступным. И в нем выставлялись тела неизвестных умерших. Формально это делалось с практической целью — дабы парижане могли опознать умерших. В реальности же морг превратился в аттракцион для жителей Парижа.
Например, утром в выходной день парижанин читал о том, что в Сене выловили очередное тело. «Дети, я знаю, куда мы сегодня пойдем!» — сообщал он отпрыскам. И вся семья шла поглазеть на обнаженное тело в морге и на развешанные рядом вещи, в которых был обнаружен покойник. (На телах приличия ради оставляли небольшие куски ткани.) Это было волнительно, захватывающе, щекотало нервы.
Перед тем как обзывать жителей Парижа XIX века варварами, задай себе один вопрос: а что бы ты делал на их месте без «Игры престолов»? И без планшета с играми как бы развлекал детей по выходным? То-то и оно.
Иногда неопознанных тел в Сене и в городе не оказывалось, и мраморные столы за стеклом пустовали. Но публика все равно подтягивалась к моргу, открытому все семь дней в неделю: а вдруг кого-то да вынесут?
Несколько раз за свою вековую историю морг подвергался настоящим осадам желавших лицезреть особенно любопытные «экспонаты». Например, на тело несчастной, убитой любовником и выловленной из Сены в 1876 году, пришли поглазеть в общей сложности 400 тысяч человек.
Вскоре аналогичный ажиотаж вызвало обнаружение тела 4-летней девочки. Работники морга еще зачем-то посадили ее останки на стул, вместо того чтобы выложить на стол, и придали тем самым зрелищу дополнительной жути.
И, разумеется, нельзя не вспомнить о Незнакомке из Сены. Безымянная девушка с легкой полуулыбкой тоже провела в парижском морге несколько дней, но ее так никто и не опознал, но зрителей собрала огромное множество.
Воспоминания о парижском морге оставил и Марк Твен в своих путевых заметках «Простаки за границей» (1869 год). Передаем слово мастеру и очевидцу:
«Затем мы отправились в морг, этот зловещий приют мертвецов, уносящих с собой в могилу страшную тайну своей гибели. Мы остановились перед решеткой и заглянули в комнату, где была развешана одежда умерших: промокшие насквозь грубые блузы, изящные женские и детские платья, изрезанные и исколотые дорогие костюмы в красных пятнах, измятая, окровавленная шляпа. На наклонной каменной плите лежал утопленник — обнаженный, распухший, лиловый; в кулаке, который смерть окостенила так, что разжать его уже невозможно, мертвой хваткой была зажата сломанная ветка — немое свидетельство последней отчаянной попытки спасти обреченную жизнь».
Лишь к началу Экс экс века стали раздаваться отдельные голоса, вопрошавшие, этично ли выставлять на всеобщее обозрение жертвы преступлений или роковых случайностей. С распространением гуманизма голоса звучали все громче, постепенно сливаясь в хор. В итоге парижский морг по соображениям этики был закрыт в 1907 году. Ну а тут уже и кино подоспело, пусть и немое.
В общем, со зрелищами было туго. Поэтому, в сущности, нет ничего удивительного, что в Париже XIX века одной из главных развлекательных достопримечательностей стал общедоступный городской морг. Парижский морг в XIX веке привлекал сотни тысяч зевак, а некоторые приходили целыми семьями по выходным.
В начале века морг располагался в небольшом темном помещении в замке-тюрьме Большой Шатле. В 1804 году морг переехал в собственное здание у моста Сен-Мишель. И, наконец, во время перестройки Парижа бароном Османом морг триумфально обосновался в большом и нарядном здании позади собора Парижской Богоматери, Нотр-Дама то бишь.
Переезды во все более большие и доступные парижанам пространства были связаны со стремительно растущей популярностью морга. Дело в том, что морг был общедоступным. И в нем выставлялись тела неизвестных умерших. Формально это делалось с практической целью — дабы парижане могли опознать умерших. В реальности же морг превратился в аттракцион для жителей Парижа.
Например, утром в выходной день парижанин читал о том, что в Сене выловили очередное тело. «Дети, я знаю, куда мы сегодня пойдем!» — сообщал он отпрыскам. И вся семья шла поглазеть на обнаженное тело в морге и на развешанные рядом вещи, в которых был обнаружен покойник. (На телах приличия ради оставляли небольшие куски ткани.) Это было волнительно, захватывающе, щекотало нервы.
Перед тем как обзывать жителей Парижа XIX века варварами, задай себе один вопрос: а что бы ты делал на их месте без «Игры престолов»? И без планшета с играми как бы развлекал детей по выходным? То-то и оно.
Иногда неопознанных тел в Сене и в городе не оказывалось, и мраморные столы за стеклом пустовали. Но публика все равно подтягивалась к моргу, открытому все семь дней в неделю: а вдруг кого-то да вынесут?
Несколько раз за свою вековую историю морг подвергался настоящим осадам желавших лицезреть особенно любопытные «экспонаты». Например, на тело несчастной, убитой любовником и выловленной из Сены в 1876 году, пришли поглазеть в общей сложности 400 тысяч человек.
Вскоре аналогичный ажиотаж вызвало обнаружение тела 4-летней девочки. Работники морга еще зачем-то посадили ее останки на стул, вместо того чтобы выложить на стол, и придали тем самым зрелищу дополнительной жути.
И, разумеется, нельзя не вспомнить о Незнакомке из Сены. Безымянная девушка с легкой полуулыбкой тоже провела в парижском морге несколько дней, но ее так никто и не опознал, но зрителей собрала огромное множество.
Воспоминания о парижском морге оставил и Марк Твен в своих путевых заметках «Простаки за границей» (1869 год). Передаем слово мастеру и очевидцу:
«Затем мы отправились в морг, этот зловещий приют мертвецов, уносящих с собой в могилу страшную тайну своей гибели. Мы остановились перед решеткой и заглянули в комнату, где была развешана одежда умерших: промокшие насквозь грубые блузы, изящные женские и детские платья, изрезанные и исколотые дорогие костюмы в красных пятнах, измятая, окровавленная шляпа. На наклонной каменной плите лежал утопленник — обнаженный, распухший, лиловый; в кулаке, который смерть окостенила так, что разжать его уже невозможно, мертвой хваткой была зажата сломанная ветка — немое свидетельство последней отчаянной попытки спасти обреченную жизнь».
Лишь к началу Экс экс века стали раздаваться отдельные голоса, вопрошавшие, этично ли выставлять на всеобщее обозрение жертвы преступлений или роковых случайностей. С распространением гуманизма голоса звучали все громче, постепенно сливаясь в хор. В итоге парижский морг по соображениям этики был закрыт в 1907 году. Ну а тут уже и кино подоспело, пусть и немое.
Последнее редактирование: