Как попасть в ФРПВ (Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей)

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.008
Репутация
11.595
Реакции
61.851
RUB
50
Поговорим о том, как налогоплательщики попадают в этот «замечательный» реестр.


Итак, реестр формируется из:


1️⃣ «автоцепочек»;

2️⃣ акцептованных заключений об установлении выгодоприобретателя от схемных расхождений (на рабочем слэнге налоговиков это называется «сложными» расхождениями/разрывами);

3️⃣ комментариев КАО и комментариев, составленных отделами камерального контроля.

Во всех случаях выгодоприобретателями признаются налогоплательщики, набравшие определённое количество баллов, подробнее об этом мы писали в этой и этой публикациях.

Начнем с «автоцепочек» - они формируются автоматически от источников разрывов (т.е. от тех, кто сдает нулевые декларации или не отражает в книге продаж всех контрагентов).

📌 Как только подается первичная или уточненная декларация – «автоцепочки» начинают свою работу. Бальная система подсчитывается «рейтинг» каждого из участников цепочки автоматически, снизу вверх (от «помойки» с номиналом во главе к нормальным платежеспособным бизнесменам).

📌 Кого система назначит выгодоприобретателем – не знает никто. Даже сами инспектора налоговых органов не понимают, как работает данный инструмент, куда уж тут до умов обычных смертных.

📌 Отработка автоцепочек закрепляется на уровне региональных налоговых инспекций Заместителями руководителей налоговых органов между курируемыми отделами и инспекторами (отделы КНП, КАО, ППА, ВНП). Основное направление – отработать автоцепочку до конца одним инспектором или группой инспекторов, закрепленных за автоцепочкой. Это может быть один работник одного из отделов, или несколько из одного или нескольких отделов (ППА и КАО/ КАО и КНП/ КНП, ППА и ВНП и т.п.).

Суть – наименьшее количество переходов материала проверки из рук в руки, чтобы не терялось качество анализа.

✅ Если по результатам налоговых мероприятий определено, что выгодоприобретателем является иное лицо, то формируется Заключение об установлении выгодоприобретателя и направить его в тот регион, где такой новый выгодоприобретатель состоит на учете. Правда, долгое время центральный аппарат ФНС не давал разъяснений, в каком виде должно быть данное заключение и что должно в себе содержать.

✅ Также налоговые органы могут «разакцептовать» автоцепочку в течение 15 рабочих дней с момента ее формирования, если по формальным признакам выгодоприобретатель не подтверждается.

✅ А еще Межрегиональная ИФНС по камеральному контролю (МИ по КК) может поручить ежемесячно отчитываться об определенных налогоплательщиках, которые попали в автоцепочки, по ним не назначена ВНП или они добровольно не уточнились. Отчеты формируются вручную в формате Эксель.

✅ Акцептованные заключения об установлении выгодоприобретателя составляются вручную инспекторами КАО. Списки для отработки в регионы направляются МИ по КК.

✅ Все мероприятия налогового контроля проводит инспектор, который самостоятельно анализирует и строит цепочки в АСК НДС-2, пишет заключение и направляет его в те регионы, где установлен предполагаемый выгодоприобретатель.

✅ Региональные налоговые могут поспорить с данным заключением, направить на доработку в инспекцию, которая занималась проверкой. При затяжных прениях в спор включаются Межрегиональные инспекции по округам, в которых находятся инспекции и выносят свой вердикт правоты (как суд). Решение называется Мотивированным заключением.

✅ Из трех вариантов акцептованные заключения являются самым серьезным и опасным – регламент по их отработке обязывает налоговые органы открывать выездные налоговые проверки в срок 3 месяца, если налогоплательщик не уточнился.

✅ По вышеупомянутым заключениям региональные налоговые отчитываются в МИ по КК ежемесячно. Отчеты формируются вручную в Экселе.
 
Часть №2

"Комментарии" – заполняются вручную инспекторами. Могут ими же и удаляться, если есть основания.

Принцип работы "комментариев" аналогичен автоцепочкам, только делается все вручную в рамках открытых камералок.

✅ "Комментарии" представляют собой заполненную табличку формата Эксель с формальными признаками определения компаний как однодневок, техничек и выгодоприобретателей (та же бальная шкала).

📌 По "комментариям" мероприятия налогового контроля зачастую не проводятся, поскольку их формирование осуществляется формально, по регламенту. В течение 10 рабочих дней необходимо успеть определить выгодоприобретателей и занести их вручную в АИС. Пока один инспектор анализирует 300-500 своих деклараций, 10 дней ему не хватит для полноценной отработки даже на одного выгодоприобретателя, не говоря уже даже о сотне.

📌 Естественно, что данный ресурс является малоперспективным для налоговиков, но неудобства доставляет значительные. По данному направлению приходится отчитываться ежемесячно, еще и двумя отчетами: по количеству Комментариев и по количеству уточненок по ним. Нужно ли указывать, что и эти отчеты заполняются вручную в формате Эксель? 😬

✅
В 2021 году ФНС решает создать Федеральный реестр выгодоприобретателей из вышеупомянутых трех источников. Спустя какое то время до светлых голов дошло, что не все налогоплательщики в данном реестре действительно являются выгодоприобретателями схем по уходу от уплаты налогов и их следует однозначно наказать. Поэтому к названию реестра деликатно добавили еще одно слово – «предполагаемых».

✅ Разумеется, что пока данный реестр кропотливо собирался рядовыми инспекторами региональных инспекций по всем трем направлениям вручную в формате Эксель, были и задвоения и ошибки в заполнении и случайные пропуски налогоплательщиков. А еще были и неслучайные пропуски по различным причинам (показатели, договоренности и т.п.).

✅ Сортировка выгодоприобретателей осуществляется от наибольшей суммы НДС до наименьшей. В первую очередь отрабатывается крупная рыба, и в их отношении налоговикам дана команда «Фас!», ничего личного, это просто деньги. Причем выездные проверки назначают иногда даже на ликвидируемые, пустые компании.

✅ Отчет по ФРПВ - ежемесячный. ФНС планировало разработать автоматизированный отчет, поскольку всю страну вручную не проверишь - всех ли выгодоприобретателей включили в ФРПВ. Но до настоящее время полноценного автоматического алгоритма так и не разработано.

✅ От "Комментариев" планировали отказаться еще в июле этого года, ведь есть автоцепочки. Но они еще живы и сколько еще будут мучатся с ними инспектора - непонятно. Кстати, когда на свет рождалось Заключение по «сложным» разрывам – его необходимо было вручную добавлять и в Комментарии.

Как итог, что мы имеем?

Что попадание в ФРПВ – русская рулетка. Большая часть попадает в данный реестр случайно или по формальным признакам (баллам), тот же субъект МСП игнорируется налоговыми органами как «техничка», из-за чего страдают все (хотя ФНС всегда на стороне субъектов МСП и готово помочь, только попроси).

И еще один момент.

Крупным регионам (таким, как С-Петербург и Москва) будут помогать в работе региональные инспекции. Не удивляйтесь, если мероприятия по Вашей компании вдруг начнет проводить инспекция из Мурманска, когда вы зарегистрированы в Москве.
Практика проведения ВНП другими регионами уже есть (например, инспекции Республики Коми не проводят свои ВНП, но охотно (на самом деле нет) проводят ВНП для Санкт-Петербурга.

Приглашение на "побудительную" встречу в рамках отработки ФРПВ не значит, что у налоговой есть доказательства Ваших проступков. Очень часто это блеф, развод, манипуляции, основанные на искреннем желании инспекторов выполнить план по кассовым сборам без лишней работы.
 
Сверху Снизу