Знакомьтесь. Подводная лодка «Б-307» проекта 641. Длина субмарины 91 метр, а высота приблизительно равна пятиэтажному дому, а вес 2000 тонн.
Подлодка сошла со стапеля завода «Красное Сормово» в городе Горьком осенью 1980 года. В составе Северного Флота подлодка выполняла задачи во многих морях: от Баренцева до Средиземного моря ходили моряки-подводники до тех пор, пока в 2001 году подлодку не списали.
Но на этом история не закончилась и на заслуженную пенсию она вышла в качестве музейного экспоната в Тольятти. О том, как самая большая советская дизель-электрическая подлодка оказалась за сотни километров от моря и пяти километрах от ближайшей реки и будет наш рассказ!
По планам «Б-307» в Тольятти планировали доставить к лету 2003 года, но из-за инцидента с транспортировкой «К-149» меры предосторожности были значительно усилены и подготовительные работы затянулись.
Подготовка к переходу из Кронштадта в Тольятти заняла почти полгода, за которые её облегчили на 354 тонны избавившись от балласта и частично демонтировав тяжелое оборудования. После полностью загерметизированную подлодку поставили на понтоны и с помощью двух буксиров отправили в долгий путь от Финского Залива в Тольятти.
Интересный факт: 8 мостов Санкт-Петербурга были пройдены всего за одну ночь. Учитывая длину эшелона в 140 метров и малую маневренность — это отличный результат.
Далее путь лежал через Ладожское, Онежское и Белое озера, а затем через Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское и наконец Самарское водохранилище. И если маршрут до Горького был не в новинку (по нему, только в обратную сторону идут подлодки спущенные на заводе), то до Самары подлодки ранее ещё не ходили.
Сопровождали «Б-307» специалисты спасательно-поисковых работ ВМФ и главный консультант по подготовке подлодки к переходу — Михаил Голотюк, отслуживший на подлодке долгие годы и знавший её от и до.
Затем будущий музейный экспонат встал на зимовку на специально сооруженным причале в посёлке Приморский.
Интересный факт: Морской флот хотел передать подлодку музею безвозмездно, но федеральные власти были против и «Б-307» пришлось продать 768 тысяч рублей. Сумма «символическая» так как подобная подлодка для другого музея обошлась в 48 миллионов..
Зимовка в порту. До финальной транспортировки на место вечной стоянки в Техническом музее ОАО "АВТОВАЗ" осталось меньше месяца
Но на этом, приключения не закончились и хотя до конца оставалось всего пять километров, это был самый сложный участок маршрута. Для того, чтобы доставить подлодку на территорию музея потребовались усилия девяти военных тягачей БАТ на гусеничной тяге.
Интересный факт: работники музея перед транспортировкой и установкой подлодки ездили на завод «Красное Сормово», чтобы у создателей подлодки согласовать операцию по перетаскиванию «Б-307» на вечную стоянку. Было бы обидно, если так старательно транспортируемая подлодка развалилась под конец маршрута.
Холодное время года для транспортировки было выбрано не случайно, по специально подготовленной и расчищенной дороге, установив подлодку на салазки «Б-307» по льду доставили до места окончательной стоянки. Всего в операции участвовало больше 15 единиц техники.
Но и это было ещё не всё! Чтобы подготовить подлодку в полноценный экспонат, который был бы доступен для осмотра не только снаружи, но и изнутри потребовалось ещё несколько лет…
Полностью работы удалось завершить лишь совсем недавно, но теперь подводную лодку может посетить любой желающий.
Проёмы расширены, часть оборудования демонтирована, а вместо люков появились полноценные «дверные проёмы» в человеческий рост.
Тем не менее везде, где это было возможно, работники музея АвтоВАЗа постарались сохранить аутентичность, и подводная лодка продолжает её оставаться, пусть и приобрела лёгкий «налёт музейности».
К посещению рекомендуется решительно всем, но желательно приезжать в теплое время года так как зимой часть музейных экспозиций может быть закрыта на профилактические или реставрационные работы.
Место действия: Самарская Область, Тольятти, Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова
Подлодка сошла со стапеля завода «Красное Сормово» в городе Горьком осенью 1980 года. В составе Северного Флота подлодка выполняла задачи во многих морях: от Баренцева до Средиземного моря ходили моряки-подводники до тех пор, пока в 2001 году подлодку не списали.
Но на этом история не закончилась и на заслуженную пенсию она вышла в качестве музейного экспоната в Тольятти. О том, как самая большая советская дизель-электрическая подлодка оказалась за сотни километров от моря и пяти километрах от ближайшей реки и будет наш рассказ!
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
По планам «Б-307» в Тольятти планировали доставить к лету 2003 года, но из-за инцидента с транспортировкой «К-149» меры предосторожности были значительно усилены и подготовительные работы затянулись.
Подготовка к переходу из Кронштадта в Тольятти заняла почти полгода, за которые её облегчили на 354 тонны избавившись от балласта и частично демонтировав тяжелое оборудования. После полностью загерметизированную подлодку поставили на понтоны и с помощью двух буксиров отправили в долгий путь от Финского Залива в Тольятти.
Интересный факт: 8 мостов Санкт-Петербурга были пройдены всего за одну ночь. Учитывая длину эшелона в 140 метров и малую маневренность — это отличный результат.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Далее путь лежал через Ладожское, Онежское и Белое озера, а затем через Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское и наконец Самарское водохранилище. И если маршрут до Горького был не в новинку (по нему, только в обратную сторону идут подлодки спущенные на заводе), то до Самары подлодки ранее ещё не ходили.
Сопровождали «Б-307» специалисты спасательно-поисковых работ ВМФ и главный консультант по подготовке подлодки к переходу — Михаил Голотюк, отслуживший на подлодке долгие годы и знавший её от и до.
Затем будущий музейный экспонат встал на зимовку на специально сооруженным причале в посёлке Приморский.
Интересный факт: Морской флот хотел передать подлодку музею безвозмездно, но федеральные власти были против и «Б-307» пришлось продать 768 тысяч рублей. Сумма «символическая» так как подобная подлодка для другого музея обошлась в 48 миллионов..
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Зимовка в порту. До финальной транспортировки на место вечной стоянки в Техническом музее ОАО "АВТОВАЗ" осталось меньше месяца
Но на этом, приключения не закончились и хотя до конца оставалось всего пять километров, это был самый сложный участок маршрута. Для того, чтобы доставить подлодку на территорию музея потребовались усилия девяти военных тягачей БАТ на гусеничной тяге.
Интересный факт: работники музея перед транспортировкой и установкой подлодки ездили на завод «Красное Сормово», чтобы у создателей подлодки согласовать операцию по перетаскиванию «Б-307» на вечную стоянку. Было бы обидно, если так старательно транспортируемая подлодка развалилась под конец маршрута.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Холодное время года для транспортировки было выбрано не случайно, по специально подготовленной и расчищенной дороге, установив подлодку на салазки «Б-307» по льду доставили до места окончательной стоянки. Всего в операции участвовало больше 15 единиц техники.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Но и это было ещё не всё! Чтобы подготовить подлодку в полноценный экспонат, который был бы доступен для осмотра не только снаружи, но и изнутри потребовалось ещё несколько лет…
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Полностью работы удалось завершить лишь совсем недавно, но теперь подводную лодку может посетить любой желающий.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Проёмы расширены, часть оборудования демонтирована, а вместо люков появились полноценные «дверные проёмы» в человеческий рост.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Тем не менее везде, где это было возможно, работники музея АвтоВАЗа постарались сохранить аутентичность, и подводная лодка продолжает её оставаться, пусть и приобрела лёгкий «налёт музейности».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
К посещению рекомендуется решительно всем, но желательно приезжать в теплое время года так как зимой часть музейных экспозиций может быть закрыта на профилактические или реставрационные работы.
Место действия: Самарская Область, Тольятти, Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация