Поисковые системы и крупные социальные сети знают о своих пользователях почти все — от модели смартфона до интересов.
Рассказываем, зачем Google и Facebook эта информация и по каким ссылкам можно ее найти
Личная информация и интересы
Мы сами много рассказываем интернету о себе: в профиле указываем реальное имя и возраст, семейное положение, место учебы и работы. Поисковые системы и социальные сети анализируют информацию о пользователе, чтобы составить список его интересов и предлагать релевантные товары и услуги. Например, тем, кто часто путешествует, может постоянно попадаться реклама отелей, а те, у кого есть маленькие дети, видят в ленте скидки на детскую одежду и игрушки.
Где посмотреть рекламные интересы:
В аккаунте Google — раздел «Настройки рекламных предпочтений».
В приложении Instagram — раздел «Настройки» → «Безопасность» → «Доступ к данным» → «Реклама» → «Интересы».
«ВКонтакте» — нужно скачать из социальной сети архив с личными данными и зайти в папку «Реклама».
В профиле Facebook — раздел «Рекламные предпочтения».
Персонализированной рекламой в Google можно управлять, удаляя интересы, которые были присвоены вам ошибочно (Фото: google.com)
Личные фотографии
По фотографии человека можно найти его страницы в социальных сетях, узнать имя, возраст и другие данные. Для этого нужно загрузить фото в приложение, которое с помощью искусственного интеллекта проанализирует изображение и выявит совпадающие с ним картинки в интернете.
Какие сервисы могут найти профиль пользователя по фото:
Поиск по картинкам от Google.
Поиск по картинкам от «Яндекса».
Приложение Search4faces и его аналоги.
История поисковых запросов
Поисковые запросы, как и личная информация, помогают интернет-алгоритмам определять, чем интересуется пользователь и что ему нужно. Например, если вы несколько раз искали в Google или «Яндексе», где купить смартфон, система будет показывать баннеры магазинов электротехники.
Учитываются запросы не только в самих поисковых системах, но и в принадлежащих им сервисах. Если в YouTube вы часто ищете и смотрите обзоры гаджетов, Google на основе этой информации будет предлагать рекламу, связанную со смартфонами и другими девайсами.
Где посмотреть историю поисковых запросов:
В аккаунте Google — раздел «Мои действия».
В аккаунте «Яндекса» — раздел «История действий» (очистить историю запросов можно в настройках).
В профиле Facebook — раздел «Журнал действий».
Текущее местоположение и история перемещений
Информация о местоположении поступает со смартфона, если в настройках поисковой системы или приложения пользователь разрешил отслеживать свои перемещения.
Геолокация может автоматически привязываться к фотографиям и видео на устройстве.
Поисковые системы и социальные сети используют информацию о геолокации, чтобы подбирать актуальную рекламу.
Находясь в путешествии в другом городе, вы можете увидеть в ленте, что рядом с вашим отелем есть кафе с недорогими ланчами.
Также Google и «Яндекс» запоминают наиболее часто посещаемые места (например, дом и работа), чтобы в навигаторе или приложении такси пользователь мог быстро проложить маршрут к ним.
Где посмотреть информацию о местоположении:
В аккаунте Google — раздел «Хронология».
В аккаунте «Яндекса» — настройки аккаунта (в разделе «Отзывы» можно оценить места, в которых вы были).
«ВКонтакте» — папка «Реклама» в скачанном архиве с данными профиля.
В профиле Facebook — раздел «Журнал геоданных».
«Яндекс» предлагает пользователям оценивать места, которые они посетили (Фото: yandex.ru)
Банковские карты
При оплате онлайн-покупок мы часто сохраняем банковские реквизиты на сайте, чтобы не вводить их каждый раз, или пользуемся системами электронных платежей, например Google Pay. Система хранит эту информацию в зашифрованном виде — увидеть защитный трехзначный CVV-код, дату выпуска и полный номер карты не получится, доступны только последние четыре цифры.
Где посмотреть банковские данные:
В аккаунте Google — раздел «Способы оплаты» (в разделе «Покупки» можно посмотреть историю покупок, если они совершены через сервисы Google).
В аккаунте «Яндекса» — раздел «Яндекс ID» → «Карты».
«ВКонтакте» — раздел VK Pay.
В профиле Facebook — раздел Facebook Pay.
История входов и информация о девайсах
Чтобы обезопасить аккаунт от взломов, почти все социальные сети фиксируют, когда, где, с какого IP-адреса и устройства заходил пользователь. Если авторизация кажется подозрительной, система может прислать уведомление, чтобы оповестить владельца профиля.
Где посмотреть историю входов и информацию об устройствах:
В аккаунте Google — раздел «Ваши устройства»;
В аккаунте «Яндекса» — раздел «Яндекс ID» → «Входы и устройства»;
«ВКонтакте» — раздел «Безопасность»;
В профиле Facebook — раздел «Журнал действий»;
В приложении Instagram — раздел «Настройки» → «Безопасность» → «История активности».
Пароли и приложения
«Яндекс» и Google предлагают сохранять логин и пароль от сайтов и автоматически заполнять, чтобы в дальнейшем пользователю не пришлось снова вводить их вручную. Данные синхронизируются на разных устройствах.
Чтобы войти на некоторые сайты или в приложения, часто не нужно создавать отдельный аккаунт на этих сервисах. Можно авторизоваться через Google, Facebook, «ВКонтакте». После этого у приложения появляется полный или частичный доступ к данным аккаунта, через который был выполнен вход.
Где посмотреть сохраненные пароли и сервисы, у которых есть доступ к данным профиля:
В аккаунте Google — раздел «Диспетчер паролей» и раздел «Google Аккаунт»;
В аккаунте «Яндекса» — в приложении;
«ВКонтакте» — раздел «Подключенные сайты и приложения»;
В профиле Facebook — раздел «Приложения и сайты».