Иногда случаются хорошие подвижки в налоговой сфере. А, может просто, количество нарушений налоговиков превысило некую критическую массу?
Перед новым годом, видимо, в качестве подарка предпринимателям, вышло письмо Федеральной налоговой службы от 2 декабря 2021 г. № ЕА-4-15/16838 «О направлении уведомлений о вызове налогоплательщика в налоговый орган в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ».
Дадим краткий обзор.
В письме ФНС обращает внимание на недопустимость неправомерного направления уведомлений о вызове в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой налогов, либо в связи с проверкой, а также в иных случаях.
Но в рамках оценки и устранения причин возникновения споров найдены многочисленные нарушения.
Такие как:
1) направление уведомлений с целью истребования у налогоплательщиков документов;
2) в уведомлениях содержится требование представить уточненные налоговые декларации в связи с выявленными ошибками в налоговых декларациях;
3) отсутствие в уведомлениях подробного описания оснований вызова;
4) вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Грубо говоря, налоговая сама признала, что нарушает налоговый кодекс, что странно, но похвально.
Признала, что «дергают» для дачи пояснений без конкретного обоснования и ссылки на конкретную проверку. Из-за чего предприниматели не могут нормально подготовиться и само мероприятие превращается в потерю времени с обеих сторон.
А также «ведет к необоснованным трудозатратам и неэффективности проведения должностными лицами налоговых органов мероприятий налогового контроля, и к формированию у налогоплательщиков отрицательного отношения к налоговым органам в целом».
Поправить ситуацию руководство ФНС предлагает обеспечением соблюдения территориальными налоговыми органами:
- положений пдп. 4 п. 1 ст. 31 НК и соответствие направляемого уведомления, утвержденной форме, с указанием подробного описания оснований вызова;
- положений ст. 93, 93.1 НК при истребовании документов (информации);
- положений п. 3 ст. 88 НК при направлении требований о представлении пояснений в случае выявления в ходе камеральных налоговых проверок ошибок (несоответствий) в представленных налоговых декларациях.
Более того, обращается внимание, что организация работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы отменена последовательно письмами ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@, от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ и от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@.
Соответственно, в рамках камеральных налоговых проверок проведение комиссий по легализации налоговой базы не предусмотрено.
Такое письмо. Обязали довести его до всех территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.
Может действительно на комиссии теперь будут «дергать» меньше?
Перед новым годом, видимо, в качестве подарка предпринимателям, вышло письмо Федеральной налоговой службы от 2 декабря 2021 г. № ЕА-4-15/16838 «О направлении уведомлений о вызове налогоплательщика в налоговый орган в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ».
Дадим краткий обзор.
В письме ФНС обращает внимание на недопустимость неправомерного направления уведомлений о вызове в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой налогов, либо в связи с проверкой, а также в иных случаях.
Но в рамках оценки и устранения причин возникновения споров найдены многочисленные нарушения.
Такие как:
1) направление уведомлений с целью истребования у налогоплательщиков документов;
2) в уведомлениях содержится требование представить уточненные налоговые декларации в связи с выявленными ошибками в налоговых декларациях;
3) отсутствие в уведомлениях подробного описания оснований вызова;
4) вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
«Таким образом, нарушается порядок истребования документов, предусмотренный статьями 93, 93.1 Кодекса, а также подменяются мероприятия налогового контроля, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 Кодекса».
Грубо говоря, налоговая сама признала, что нарушает налоговый кодекс, что странно, но похвально.
Признала, что «дергают» для дачи пояснений без конкретного обоснования и ссылки на конкретную проверку. Из-за чего предприниматели не могут нормально подготовиться и само мероприятие превращается в потерю времени с обеих сторон.
А также «ведет к необоснованным трудозатратам и неэффективности проведения должностными лицами налоговых органов мероприятий налогового контроля, и к формированию у налогоплательщиков отрицательного отношения к налоговым органам в целом».
Поправить ситуацию руководство ФНС предлагает обеспечением соблюдения территориальными налоговыми органами:
- положений пдп. 4 п. 1 ст. 31 НК и соответствие направляемого уведомления, утвержденной форме, с указанием подробного описания оснований вызова;
- положений ст. 93, 93.1 НК при истребовании документов (информации);
- положений п. 3 ст. 88 НК при направлении требований о представлении пояснений в случае выявления в ходе камеральных налоговых проверок ошибок (несоответствий) в представленных налоговых декларациях.
Более того, обращается внимание, что организация работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы отменена последовательно письмами ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@, от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ и от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@.
Соответственно, в рамках камеральных налоговых проверок проведение комиссий по легализации налоговой базы не предусмотрено.
Такое письмо. Обязали довести его до всех территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.
Может действительно на комиссии теперь будут «дергать» меньше?