Существенная проблема российского бизнеса – не платящие налоги компании («однодневки»). Если добросовестный предприниматель перечисляет оплату за товары или услуги такой фирме, и та не платит НДС, доначисление производится с плательщика.
С марта ситуация немного изменится. ФНС обещала освободить от ответственности за однодневки и не доначислять НДС налогоплательщикам, которые не имели умысла на уклонение от уплаты налогов и при выборе контрагентов предпринимали шаги по проверке, проявив «коммерческую осмотрительность». Об этом говорит письмо ведомства № БВ-4-7/3060@ от 10 марта 2021 года. Но насколько точно описана та осмотрительность, которую следует доказать?
На этом тема «коммерческой осмотрительности» при выборе контрагентов не исчерпана. В следующей части поднимем вопрос о том, насколько глубоко нужно проверять своих деловых партнеров. Следите за нашими публикациями!+
Важно! Чем выше сумма сделки, тем внимательнее и глубже следует проводить проверку. Тоже правило действует при приобретении дорогих активов и при высоких рисках.
Однако тут следует понимать, что сумма становится понятием относительным. Для небольшой компании закуп на 50 000 рублей становится событием и требует тщательной проверки. Для крупного холдинга даже покупка автомобиля по цене до миллиона рублей может быть мелкой сделкой.+
Дословно
«Степень предъявляемых требований к выбору контрагента не может быть одинаковой для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов по разовым сделкам на несущественную сумму и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив, совершаются сделки на значительную сумму либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ, либо сделка несет в себе несоразмерные риски ввиду возможного причинения убытков при ее неисполнении или ненадлежащим исполнении».
Важно! Документооборот должен полностью соответствовать стандартному, необходима переписка, приложения к договорам, спецификации, фотографии товаров или объектов. Иногда из-за небрежности это можно упустить и возникнут вопросы.
Помимо документов, свидетели могут подтвердить добросовестность. Помимо документации, необходимо обеспечить пояснения со стороны лиц, участвующих в сделке, рабочие, курьеры, менеджеры контрагента смогут доказать реальность договора. И, напротив, когда о сделке знает ограниченный круг лиц, в ней не участвовали сотрудники, которые обычно этим занимаются, это вызывает вопросы.+
Это:
Наличие утвержденного регламента по выбору и проверке контрагента будет плюсом. Для сбора данных можно пользоваться такими ресурсами как Спарк или Фокус, данными из интернета. С мая 2020 работает государственный информационный ресурс с бухгалтерской отчетностью налогоплательщиков. Он также поможет в поиске контрагента.+
Для справки! В ходе проверок сотрудники ФНС могут вызвать на беседу не только руководство организации, но и рядовых сотрудников, которые имели отношение к сделке.
Документ должен содержать типовые данные учетной карточки – номера регистрации, адрес, реквизиты, данные о руководителе и главном бухгалтере, при возможности – сведения о собственниках.
В тексте должны содержаться гарантии, что у компании есть необходимые материальные и трудовые ресурсы, необходимые для исполнения обязательств по договору. При наличии субподрядчиков или других поставщиков, это следует также отразить с указанием причин привлечения субподрядчиков – отсутствие материальных или технических ресурсов, специалистов нужной квалификации.
Желательно указание на то, что субподрядчики также проверены на добросовестность. Контрагент вряд ли сможет ее гарантировать, тогда ему следует также запросить у них заявления о добросовестности.
Дополнительно требуется подтвердить отсутствие задолженности по налогам и сборам, отсутствие инициированного процесса ликвидации. Если это не указано в договоре, в заявлении нужно указать, что вся документация по сделке будет представлена своевременно. Также следует упомянуть, что контрагент будет готов предоставить любые данные по запросу налоговой инспекции в период проверки.
ФНС постепенно максимально ужесточает подход к деятельности фирм-однодневок. Сегодня у инспекторов есть масса способов выяснить, был ли умысел при оформлении сделки. Однако появление критериев оценки, позволит добросовестным компаниям отвергнуть претензии налоговиков.
С марта ситуация немного изменится. ФНС обещала освободить от ответственности за однодневки и не доначислять НДС налогоплательщикам, которые не имели умысла на уклонение от уплаты налогов и при выборе контрагентов предпринимали шаги по проверке, проявив «коммерческую осмотрительность». Об этом говорит письмо ведомства № БВ-4-7/3060@ от 10 марта 2021 года. Но насколько точно описана та осмотрительность, которую следует доказать?
17 критериев осмотрительности
Перечень параметров, подтверждающих добросовестность (осмотрительность) бизнес-субъекта, можно найти в п. 15 документа. Принцип осмотрительности один – тщательная проверка контрагента перед заключением сделки. Но критериев тщательности приведено 17. Они разделены на три группы, по типу действий компании по поиску и проверке партнера, который оказался недобросовестным.+Сопутствующие обстоятельства
При проведении проверки по НДС представители компании должны точно, ясно и обоснованно ответить на вопросы о том, как сделка готовилась и заключалась:+Устные ответы или просто пояснительная записка может не удовлетворить инспекцию, желательно представить письменные доказательства.
- откуда получена информация о контрагенте;+
- почему был сделан выбор в его пользу;+
- каким образом, в каком месте, с каким конкретно лицом – представителем контрагента условия договора обсуждались;+
- как именно были подтверждены полномочия должностных лиц.
Внимание! Эксперты в области налогового права рекомендуют фиксировать встречи с представителями контрагента на видео. Для этого можно проводить встречи в специально оборудованной переговорной.
Сведения из общедоступных источников
ФНС, исходя из общепринятой практики проверки контрагентов, хочет подтверждения, были ли проведены проверочные мероприятия по получению о контрагенте информации из общедоступных источников и было ли проверено:+- где расположен офис, при наличии – склад, производственное помещение, магазин. Проверка могла проводится путем направления запроса контрагенту, нанесения визита в офис, путем получения спутниковых снимков или фотографий улиц, данных из ЕГРЮЛ;+
- достаточно ли для выполнения условий сделки производственных, торговых логистических ресурсов, при необходимости – получены ли лицензии, оформлено ли членство в СРО. Для получения информации должен был быть направлен запрос контрагенту. Здесь же необходимо уточнить, получены ли отзывы от других клиентов, данные с сайтов государственных органов, информация из СРО;+
- проведена ли проверка наличия претензий ФНС, исков в судах. Для получения данных должен был быть проведен мониторинг сайтов арбитражных судов, ФНС;+
- было ли проведено уточнение деловой репутации, изучены ли сведения в СМИ и сети интернет, проведено ли изучение сайта контрагента.+
Особые сделки
Эта группа критериев отличается особой сложностью. Ряд сделок совершается юридическим лицом согласно требования закона, устава или других внутренних документов по особым правилам, для их заключения нужны внутренние согласования. Если сделка заключена с такими нарушениями, это будет говорить о заведомой неосмотрительности:+- не проведено дополнительное согласование сделки с третьими лицами, необходимое в силу закона или учредительных документов налогоплательщика, например, с общим собранием или советом директоров; +
- есть нарушения в процедуре заключения сделки, например, не проведены тендер или торги;+
- сделка противоречит бизнес-стратегии налогоплательщика, она не соответствует основным видам деятельности или несет высокие риски.+
Взаимоотношения с контрагентом
О заведомой неосмотрительности в отношениях с контрагентом, оказавшимся «технической» компанией могут говорить: +- необычные для деловой практики региона и нормальной деятельности компании условия сделки;+
- нерыночная стоимость товаров, работ, услуг;+
- неоформленная или не до конца оформленная первичная документация;+
- противоречия между первичными документами и условиями договора;+
- проведение оплаты не деньгами, а векселями, иными ценными бумагами, проведение взаимозачетов;+
- отказ от направления претензий и исков в случае недобросовестности контрагента.+
На этом тема «коммерческой осмотрительности» при выборе контрагентов не исчерпана. В следующей части поднимем вопрос о том, насколько глубоко нужно проверять своих деловых партнеров. Следите за нашими публикациями!+
Как глубоко нужно проверять контрагентов
Федеральная налоговая служба акцентирует внимание на том, что особенно тщательная проверка нужна не во всех ситуациях, только в некоторых.Важно! Чем выше сумма сделки, тем внимательнее и глубже следует проводить проверку. Тоже правило действует при приобретении дорогих активов и при высоких рисках.
Однако тут следует понимать, что сумма становится понятием относительным. Для небольшой компании закуп на 50 000 рублей становится событием и требует тщательной проверки. Для крупного холдинга даже покупка автомобиля по цене до миллиона рублей может быть мелкой сделкой.+
Дословно
«Степень предъявляемых требований к выбору контрагента не может быть одинаковой для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов по разовым сделкам на несущественную сумму и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив, совершаются сделки на значительную сумму либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ, либо сделка несет в себе несоразмерные риски ввиду возможного причинения убытков при ее неисполнении или ненадлежащим исполнении».
Выбор контрагента должен быть разъяснен
Если компания предполагает, что сделка может вызвать вопросы, то обоснования выбора контрагента и доказательства коммерческой осмотрительности необходимо продумать и подготовить до момента предполагаемой проверки. Все документы по сделке и по процедуре проверки должны быть сохранены. Если есть вопросы по фактическому исполнению сделки, необходимо иметь акты, подтверждающие поставку или оказание услуг от контрагента или субподрядчика.Важно! Документооборот должен полностью соответствовать стандартному, необходима переписка, приложения к договорам, спецификации, фотографии товаров или объектов. Иногда из-за небрежности это можно упустить и возникнут вопросы.
Помимо документов, свидетели могут подтвердить добросовестность. Помимо документации, необходимо обеспечить пояснения со стороны лиц, участвующих в сделке, рабочие, курьеры, менеджеры контрагента смогут доказать реальность договора. И, напротив, когда о сделке знает ограниченный круг лиц, в ней не участвовали сотрудники, которые обычно этим занимаются, это вызывает вопросы.+
Запрос документов и информации, которые подтвердят «коммерческую осмотрительность» компании
Письмо ФНС дополнительно разъясняет, какие именно документы будут запрошены у компании в целях подтверждения добросовестности при выборе контрагента.+Это:
- документы по поиску и выбору контрагента;+
- источник информации о выборе (СМИ, деловые порталы, предыдущие сделки);+
- документы по мониторингу рынка соответствующих товаров либо анализ предложений и цен;+
- деловая переписка.
Наличие утвержденного регламента по выбору и проверке контрагента будет плюсом. Для сбора данных можно пользоваться такими ресурсами как Спарк или Фокус, данными из интернета. С мая 2020 работает государственный информационный ресурс с бухгалтерской отчетностью налогоплательщиков. Он также поможет в поиске контрагента.+
Что делать, если неясно, насколько благонадежен контрагент
Если есть риск, что партнер не заплатит налоги, перед заключением договора необходимо провести ряд дополнительных мероприятий:+- провести мини аудит всей первичной документации по сделкам с рискованным партнерам;+
- подобрать документы, подтверждающие осмотрительность;+
- написать пояснения для ФНС по взаимоотношениям с подозрительными контрагентами о процессе подписания договоров и процессе обмена документов; +
- восстановить деловую переписку с подозрительными контрагентами;+
- подготовить сотрудников к опросам.+
Для справки! В ходе проверок сотрудники ФНС могут вызвать на беседу не только руководство организации, но и рядовых сотрудников, которые имели отношение к сделке.
Заявление о добросовестности
Если партнер предоставит заявление о своей добросовестности, это упростит прохождение проверки. Такие заявления имеет смысл запросить у всех партнеров. Разработать форму придется самостоятельно.Документ должен содержать типовые данные учетной карточки – номера регистрации, адрес, реквизиты, данные о руководителе и главном бухгалтере, при возможности – сведения о собственниках.
В тексте должны содержаться гарантии, что у компании есть необходимые материальные и трудовые ресурсы, необходимые для исполнения обязательств по договору. При наличии субподрядчиков или других поставщиков, это следует также отразить с указанием причин привлечения субподрядчиков – отсутствие материальных или технических ресурсов, специалистов нужной квалификации.
Желательно указание на то, что субподрядчики также проверены на добросовестность. Контрагент вряд ли сможет ее гарантировать, тогда ему следует также запросить у них заявления о добросовестности.
Дополнительно требуется подтвердить отсутствие задолженности по налогам и сборам, отсутствие инициированного процесса ликвидации. Если это не указано в договоре, в заявлении нужно указать, что вся документация по сделке будет представлена своевременно. Также следует упомянуть, что контрагент будет готов предоставить любые данные по запросу налоговой инспекции в период проверки.
ФНС постепенно максимально ужесточает подход к деятельности фирм-однодневок. Сегодня у инспекторов есть масса способов выяснить, был ли умысел при оформлении сделки. Однако появление критериев оценки, позволит добросовестным компаниям отвергнуть претензии налоговиков.
Последнее редактирование: