30 декабря 2021 г. был принят Федеральный закон № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 440-ФЗ).
Тут разом внесли изменения в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, связанных с развитием «электронного правосудия». В том виде, в каком этот термин понимает государство.
Вкратце, содержание закона сводится к мысли: всё когда-нибудь можно будет подать и получить в электронном виде. Когда-нибудь. Судите сами. На выходе участники судопроизводства должны получить возможность «в цифре»:
подавать исковые заявления, заявления, жалобы, включая апелляционные и кассационные, иные документы;
направлять копии искового заявления и отзывы лицам, участвующим в деле;
знакомиться с материалами дел в судах;
получать судебные извещения и судебные акты;
участвовать в судебном заседании посредством веб-конференции;
допрашивать свидетелей и экспертов.
Несмотря на то, что 440-ФЗ претворяется в жизнь, особого интереса юридического сообщества он не вызвал до сих пор, хотя именно этим документом задаются общие контуры развития цифрового правосудия, поэтому нужно знать и понимать, как всё это отразится на участниках судопроизводства.
Почему так?
️ Прежде всего, в 440-ФЗ полно альтернативных дефиниций и нестандартных формулировок (к примеру, документы будут подаваться в суд «посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), либо информационной системы, определенной ВС РФ, Судебным департаментом при ВС РФ, либо систем электронного документооборота участников арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия».).
Вот вы поняли, что это значит?
️ И мы без поллитры разобраться не смогли, что тут будет работать, как и когда.
️ По факту всё выглядит так. Сейчас для электронной подачи документов участники судопроизводства используют две электронные системы, не пересекающиеся, не взаимодействующие и построенные на разных принципах, ГАС Правосудие (созданную ФГУП НИИ «Восход» и администрируемую Судебным департаментом при ВС РФ) - для взаимодействия с судами общей юрисдикции, и МойАрбитр (созданный компанией ПравоТех) - для взаимодействия с арбитражными судами.
У каждой системы есть свои достоинства – и недостатки.
️ У ГАС «Правосудие» отвратный интерфейс, но система создавалась для судейских, а потому там в принципе не шла речь о создании удобного интерфейса для человечков снаружи. А для внутреннего пользования в рамках ГАС есть две дюжин подсистем для автоматизации документооборота, рассылки НПА и ведомственной документации, доступа к базам федерального, регионального и местного законодательства. Для соблюдения требований информбезопасности в составе ГАС есть три контура документооборота: публичный, ведомственный и закрытый – защищённый. То есть, для корпорации судейских система вполне себе годная, как ни крути.
️ «МойАрбитр» в этом плане в большей степени клиент-ориентирована. Она удобна, прозрачна и доступна обычным пользователям.
А нам важнее всего, что системы построены на разном принципе:
«МойАрбитр» - единая централизованная система, которая не завязана на сайт конкретного арбитража
ГАС «Правосудие» - система, распределённая территориально, завязанная на сайт конкретного суда
Так что с удалённым доступом?
Вот уже несколько лет Минюст реализует федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Этот проект предполагает принятие ФЗ об унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме, а также о допустимости электронных доказательств и закон, закрепляющий гарантии участников процесса на дистанционное участие в судебных заседаниях.
️ Так вот. В соответствии с концепцией проекта, у людишек останется возможность представлять документы через обе системы, а а доступ к ним предполагается обеспечить через портал госуслуг, причём речь не о возможности авторизации с использованием учётки в ЕСИА (что уже реализовано), а о создании на портале госуслуг личного кабинета участника судопроизводства, с помощью которого можно будет подавать документы, знакомиться с материалами дела и проходить авторизацию для участия в онлайн-заседаниях.
Запуск сервиса «Правосудие онлайн» планировался в 2021 году, но в конце прошлого года Минцифры сообщило, что он сдвинут на конец 2022 года. К этому сроку в сервисе будут реализованы классификатор исковых требований и сервис расчета государственной пошлины, потом появится возможность удалённого участия в процессе, а также направление исполнительного документа в реестр исполнительной документации.
️ А в 2024 году, как предполагается, в «Правосудие онлайн» заработает биометрическая аутентификация участников судебного процесса, уведомления участникам по делу начнут приходить в личный кабинет на портале госуслуг. Более того, в сервисе будет реализована возможность получить доступ к материалам дела.
️ К 2023 году в судах общей юрисдикции дело будет иметь единый сквозной номер. В документах закупки на модернизацию сайта отмечается, что система «должна иметь возможность распределения дел на судей в ручном и автоматическом режиме». При этом, в случае ручного распределения должна быть указана причина и должна иметься возможность формирования отчёта со списком дел суда, которые в заданном периоде распределялись вручную.
️ Курирует деятельность по внедрению цифрового правосудия несколько ведомств. Тут и Минцифры, и Минюст, нет только Верхсуда. Это связано с тем, что Верховный Суд РФ «электронное правосудие» в целом (и онлайн-заседания, в частности, как характерный пример) рассматривает в первую очередь как временную техническую меру на период до окончания пандемии коронавируса.
Развитие информационных технологий в качестве способа повышения эффективности правосудия в стране Верховным Судом не рассматривается. Собственно сложно требовать развития информационных технологий от 78-летнего председателя ВС РФ Лебедева и его сверстников.
Забавно, что законопроект № 1144921-7, который стал Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 440-ФЗ разрабатывал Минюст, а внесло в Госдуму - Правительство, а вовсе не Верховный Суд.
️ В итоге развитие «электронного правосудия» осуществляется в рамках федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Курирует её Минцифры. Вобсуждении и реализации этих вопросов участвует Минюст.
Поэтому, когда и как именно будут функционировать электронные сервисы в судах, не может сказать ни ВС РФ, ни Минцифры, ни Минюст. Вышло классическое «лебедь раком щуку».
Тут разом внесли изменения в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, связанных с развитием «электронного правосудия». В том виде, в каком этот термин понимает государство.
Вкратце, содержание закона сводится к мысли: всё когда-нибудь можно будет подать и получить в электронном виде. Когда-нибудь. Судите сами. На выходе участники судопроизводства должны получить возможность «в цифре»:
подавать исковые заявления, заявления, жалобы, включая апелляционные и кассационные, иные документы;
направлять копии искового заявления и отзывы лицам, участвующим в деле;
знакомиться с материалами дел в судах;
получать судебные извещения и судебные акты;
участвовать в судебном заседании посредством веб-конференции;
допрашивать свидетелей и экспертов.
Несмотря на то, что 440-ФЗ претворяется в жизнь, особого интереса юридического сообщества он не вызвал до сих пор, хотя именно этим документом задаются общие контуры развития цифрового правосудия, поэтому нужно знать и понимать, как всё это отразится на участниках судопроизводства.
Почему так?
️ Прежде всего, в 440-ФЗ полно альтернативных дефиниций и нестандартных формулировок (к примеру, документы будут подаваться в суд «посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), либо информационной системы, определенной ВС РФ, Судебным департаментом при ВС РФ, либо систем электронного документооборота участников арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия».).
Вот вы поняли, что это значит?
️ И мы без поллитры разобраться не смогли, что тут будет работать, как и когда.
️ По факту всё выглядит так. Сейчас для электронной подачи документов участники судопроизводства используют две электронные системы, не пересекающиеся, не взаимодействующие и построенные на разных принципах, ГАС Правосудие (созданную ФГУП НИИ «Восход» и администрируемую Судебным департаментом при ВС РФ) - для взаимодействия с судами общей юрисдикции, и МойАрбитр (созданный компанией ПравоТех) - для взаимодействия с арбитражными судами.
У каждой системы есть свои достоинства – и недостатки.
️ У ГАС «Правосудие» отвратный интерфейс, но система создавалась для судейских, а потому там в принципе не шла речь о создании удобного интерфейса для человечков снаружи. А для внутреннего пользования в рамках ГАС есть две дюжин подсистем для автоматизации документооборота, рассылки НПА и ведомственной документации, доступа к базам федерального, регионального и местного законодательства. Для соблюдения требований информбезопасности в составе ГАС есть три контура документооборота: публичный, ведомственный и закрытый – защищённый. То есть, для корпорации судейских система вполне себе годная, как ни крути.
️ «МойАрбитр» в этом плане в большей степени клиент-ориентирована. Она удобна, прозрачна и доступна обычным пользователям.
А нам важнее всего, что системы построены на разном принципе:
«МойАрбитр» - единая централизованная система, которая не завязана на сайт конкретного арбитража
ГАС «Правосудие» - система, распределённая территориально, завязанная на сайт конкретного суда
Так что с удалённым доступом?
Вот уже несколько лет Минюст реализует федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Этот проект предполагает принятие ФЗ об унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме, а также о допустимости электронных доказательств и закон, закрепляющий гарантии участников процесса на дистанционное участие в судебных заседаниях.
️ Так вот. В соответствии с концепцией проекта, у людишек останется возможность представлять документы через обе системы, а а доступ к ним предполагается обеспечить через портал госуслуг, причём речь не о возможности авторизации с использованием учётки в ЕСИА (что уже реализовано), а о создании на портале госуслуг личного кабинета участника судопроизводства, с помощью которого можно будет подавать документы, знакомиться с материалами дела и проходить авторизацию для участия в онлайн-заседаниях.
Так или иначе, государство ведёт работу по созданию сервисаДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация, который будет интегрирован с порталом госуслуг, поскольку создаётся наДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация. С точки зрения государства «обратиться в суд» должно быть функционально аналогично «получить водительские права» или «записаться к врачу».
Запуск сервиса «Правосудие онлайн» планировался в 2021 году, но в конце прошлого года Минцифры сообщило, что он сдвинут на конец 2022 года. К этому сроку в сервисе будут реализованы классификатор исковых требований и сервис расчета государственной пошлины, потом появится возможность удалённого участия в процессе, а также направление исполнительного документа в реестр исполнительной документации.
Пока жеДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрацияможно посмотреть красивый демо-ролик о том, как можно будет подать иск с телефончика.
️ А в 2024 году, как предполагается, в «Правосудие онлайн» заработает биометрическая аутентификация участников судебного процесса, уведомления участникам по делу начнут приходить в личный кабинет на портале госуслуг. Более того, в сервисе будет реализована возможность получить доступ к материалам дела.
️ К 2023 году в судах общей юрисдикции дело будет иметь единый сквозной номер. В документах закупки на модернизацию сайта отмечается, что система «должна иметь возможность распределения дел на судей в ручном и автоматическом режиме». При этом, в случае ручного распределения должна быть указана причина и должна иметься возможность формирования отчёта со списком дел суда, которые в заданном периоде распределялись вручную.
Система автоматического распределения дел между судьями действует с 2018 года, причём на основании норм процессуальных кодексов. Однако, не секрет, что дела, которые распределялись конкретному судье «вручную», были и будут.
️ Курирует деятельность по внедрению цифрового правосудия несколько ведомств. Тут и Минцифры, и Минюст, нет только Верхсуда. Это связано с тем, что Верховный Суд РФ «электронное правосудие» в целом (и онлайн-заседания, в частности, как характерный пример) рассматривает в первую очередь как временную техническую меру на период до окончания пандемии коронавируса.
Развитие информационных технологий в качестве способа повышения эффективности правосудия в стране Верховным Судом не рассматривается. Собственно сложно требовать развития информационных технологий от 78-летнего председателя ВС РФ Лебедева и его сверстников.
Забавно, что законопроект № 1144921-7, который стал Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 440-ФЗ разрабатывал Минюст, а внесло в Госдуму - Правительство, а вовсе не Верховный Суд.
️ В итоге развитие «электронного правосудия» осуществляется в рамках федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Курирует её Минцифры. Вобсуждении и реализации этих вопросов участвует Минюст.
Поэтому, когда и как именно будут функционировать электронные сервисы в судах, не может сказать ни ВС РФ, ни Минцифры, ни Минюст. Вышло классическое «лебедь раком щуку».