В чем разница между простой, квалифицированной и неквалифицированной электронными подписями? Как они работают на практике? Как оценивают простую электронную подпись суды? Что изменится в законодательстве об электронных подписях с 1 июля 2020 года?
Основу законодательства об электронной подписи (ЭП) формирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Он определяет ключевые принципы использования ЭП:
Простая ЭП позволяет только определить лицо, подписавшее электронный документ. Но она не гарантирует неизменность содержания документа. Это могут быть sms-коды, пароли, электронная почта. Простую ЭП можно получить во многих коммерческих сервисах.
В отличие от простой, в неквалифицированной ЭП используются определенные элементы криптографии, чтобы можно было подтвердить неизменность документа после его подписания. Ее тоже можно получить в коммерческом сервисе. Но в основном неквалифицированную ЭП выдают удостоверяющие центры.
Квалифицированная ЭП выдается только удостоверяющим центром. В ней используются средства криптографической защиты информации, утвержденные ФСБ при участии ФСТЭК. На квалифицированную ЭП выдается сертификат, а сама она содержится на электронном носителе и требует установки специальной программы на рабочем месте.
Где применяется каждый из типов электронных подписей?
Не стоит рассматривать все три вида электронных подписей как конкурирующие между собой — это просто три разных инструмента, которые бизнес может использовать в разных сегментах.
На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что квалифицированная электронная подпись используется преимущественно в сегменте b2g (в отношениях с властью). Речь идет о работе с:
Неквалифицированная ЭП в основном используется:
В интернете пользователи практически ежедневно вступают в правоотношения и заключают сделки посредством именно простой ЭП.
На практике простая ЭП активно применяется в таких сферах, как:
Законодательство практически не препятствует использованию простой ЭП при заключении гражданско-правовых сделок. Более того, простую ЭП можно применять и при электронных торгах.
Конечно, речь идет не о госзакупках. Но, например, сервис B2B-Center использует простую ЭП для большинства коммерческих торгов.
Какая юридическая сила у простой электронной подписи?
Конечно, использовать простую ЭП везде не получится. Для разных задач предусмотрены разные инструменты. Если необходимо взаимодействовать с госорганами, надо использовать квалифицированный сертификат.
Но если компания работает в сегменте e-commerce и большинство потребителей взаимодействуют с ней при помощи, например, интернет-магазина, она может использовать именно простую ЭП. Нет оснований считать, что у таких отношений не будет юридической силы.
Простую ЭП саму по себе можно условно разделить на два вида:
В то же время гражданское законодательство допускает заключение договора посредством конклюдентных действий (поведения, выражающего готовность к договору). В частности, п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49 говорит о том, что при заключении договора путем обмена документами подпись оферента не требуется.
Таким образом, речь идет о согласии на оплату оферты путем конклюдентных действий (click-wrap соглашении).
Так или иначе, в интернете происходит идентификация пользователя:
Простая ЭП приобретает свойства бумажного документа, если есть соглашение сторон об этом.
В соглашении указываются:
Судебная практика
Какие изменения принесет реформа квалифицированной электронной подписи?
С 1 июля 2020 г. вступит в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ, серьезно реформирующий законодательство о квалифицированной ЭП.
Среди основных изменений:
Основу законодательства об электронной подписи (ЭП) формирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Он определяет ключевые принципы использования ЭП:
- любое лицо вправе использовать любую ЭП — простую, неквалифицированную и квалифицированную — по своему усмотрению;
- для ЭП можно использовать любую информационную технологию и любые технические средства, в том числе коммерческие сервисы;
- ЭП или подписанный ею документ нельзя признать не имеющим юридической силы только потому, что ЭП создана не собственноручно.
Простая ЭП позволяет только определить лицо, подписавшее электронный документ. Но она не гарантирует неизменность содержания документа. Это могут быть sms-коды, пароли, электронная почта. Простую ЭП можно получить во многих коммерческих сервисах.
В отличие от простой, в неквалифицированной ЭП используются определенные элементы криптографии, чтобы можно было подтвердить неизменность документа после его подписания. Ее тоже можно получить в коммерческом сервисе. Но в основном неквалифицированную ЭП выдают удостоверяющие центры.
Квалифицированная ЭП выдается только удостоверяющим центром. В ней используются средства криптографической защиты информации, утвержденные ФСБ при участии ФСТЭК. На квалифицированную ЭП выдается сертификат, а сама она содержится на электронном носителе и требует установки специальной программы на рабочем месте.
Где применяется каждый из типов электронных подписей?
Не стоит рассматривать все три вида электронных подписей как конкурирующие между собой — это просто три разных инструмента, которые бизнес может использовать в разных сегментах.
На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что квалифицированная электронная подпись используется преимущественно в сегменте b2g (в отношениях с властью). Речь идет о работе с:
- госуслугами,
- ФНС России,
- Порталом поставщиков,
- системой «Мой Арбитр»,
- системой «Электронное правосудие» и др.
Неквалифицированная ЭП в основном используется:
- для внутреннего и внешнего электронного документооборота,
- для взаимодействия с ФНС России.
В интернете пользователи практически ежедневно вступают в правоотношения и заключают сделки посредством именно простой ЭП.
На практике простая ЭП активно применяется в таких сферах, как:
- онлайн-банкинг и страхование,
- интернет-сервисы,
- заключение сделок с контрагентами,
- электронные торги.
Законодательство практически не препятствует использованию простой ЭП при заключении гражданско-правовых сделок. Более того, простую ЭП можно применять и при электронных торгах.
Конечно, речь идет не о госзакупках. Но, например, сервис B2B-Center использует простую ЭП для большинства коммерческих торгов.
Какая юридическая сила у простой электронной подписи?
Конечно, использовать простую ЭП везде не получится. Для разных задач предусмотрены разные инструменты. Если необходимо взаимодействовать с госорганами, надо использовать квалифицированный сертификат.
Но если компания работает в сегменте e-commerce и большинство потребителей взаимодействуют с ней при помощи, например, интернет-магазина, она может использовать именно простую ЭП. Нет оснований считать, что у таких отношений не будет юридической силы.
Простую ЭП саму по себе можно условно разделить на два вида:
- когда соглашения нет,
- когда соглашение между сторонами есть.
В то же время гражданское законодательство допускает заключение договора посредством конклюдентных действий (поведения, выражающего готовность к договору). В частности, п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49 говорит о том, что при заключении договора путем обмена документами подпись оферента не требуется.
Таким образом, речь идет о согласии на оплату оферты путем конклюдентных действий (click-wrap соглашении).
Так или иначе, в интернете происходит идентификация пользователя:
- по IP-адресу,
- по ХЭШ-ID,
- по cookies,
- по регистрационным данным,
- по привязке почты и телефона,
- по соцсетям.
Простая ЭП приобретает свойства бумажного документа, если есть соглашение сторон об этом.
В соглашении указываются:
- правила определения лица, подписавшего электронный документ,
- порядок проверки ЭП,
- обязанность сохранять конфиденциальность ключа.
Судебная практика
- sms-код признается простой ЭП
- суд признал факт правомерного принятия к исполнению поступавших в адрес банка платежных поручений, подписанных простой ЭП
- выписка из ИС подтверждает факт направления sms-сообщений, содержащих одноразовые пароли, необходимые для генерации простых ЭП, используемых для заверения платежных поручений
- направление абоненту на указанный телефонный номер sms-сообщения с указанием индивидуального пароля является подтверждением авторства и легитимности электронных документов
Какие изменения принесет реформа квалифицированной электронной подписи?
С 1 июля 2020 г. вступит в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ, серьезно реформирующий законодательство о квалифицированной ЭП.
Среди основных изменений:
- появляются новые требования к удостоверяющим центрам. На данный момент в РФ около 500 аккредитованных удостоверяющих центров, а после реформы останется около 20. Во многом это связано с новыми требованиями к их оборотному капиталу — раньше это было 7 млн рублей, а теперь 1 млрд рублей. В целом намечается тенденция к государственной монополии в этой сфере;
- появляются понятия «метка доверенного времени» (информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа ЭП) и «доверенная третья сторона» (юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке ЭП в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ);
- изменяется схема получения квалифицированной ЭП — теперь ее невозможно будет получить по доверенности;
- вводится принцип недискриминации ЭП. Он заключается в том, что участники электронного взаимодействия, операторы электронных систем не могут устанавливать условия, которые ограничивали бы применение электронного сертификата. Ранее не во все государственные инстанции можно было обратиться с одним сертификатом. Сейчас же госорганы не смогут устанавливать иные требования к квалифицированной ЭП. Одну ЭП можно будет использовать везде, и любые госорганы обязаны будут ее принять.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация