Говоря о мероприятиях налогового контроля, и налоговые органы и налогоплательщики в этой борьбе нацелены на итоговые цифры - доначисления. Ведь по итогам их определения борьба активно продолжается и может иметь разные грани.
Первое что происходит после проверки, в момент принятия итогового решения, сейчас зачастую принимается решение об обеспечительных мерах. Обеспечение налогового органа это запрет на отчуждение имущества без согласия налогового органа. Если имущества (ОС, материалы, запасы, дебиторка, готовая продукция) нет, то обеспечение накладывается на расчётный счёт (приостанавливаются операции по счету если сумма остатка на нем менее суммы начислений).
А далее у налогоплательщика есть выбор - обжаловать решение по проверке (сначала жалоба в ВНО, а потом заявление в суд), одновременно с ним можно обжаловать решение об обеспечительных мерах (сначала в ВНО, потом в суд), либо заплатить по проверке и забыть её как страшный сон и работать дальше (до следующей?), либо попытаться перевести бизнес-процессы и активы на другое лицо, обанкротив/бросив старое, в надежде что никто не заметит/не узнает про новое.
Между тем, спорить с налоговой службой можно, при условии грамотного формирования позиции на стадии проведения проверки, либо чётко сформулированных и подкрепленных документами возражений на акт проверки.
К сожалению, в нынешнее время огромное количество налоговых консультантов, адвокатов, представителей не может нормально сформулировать мысль о сути своего несогласия с проверкой.
Кто-то оперирует ссылками на судебную практику 5-10-15 летней давности, которая имеет свойство динамично меняться как на уровне округов, так и на уровне ВС РФ и для человека непосвященного огромное количество судебной практики выглядит сурово и непобедимо, но по факту же налоговики увидев ссылку на старинную судебную практику дальше и не читают.
Кто-то пишет о том, что налогоплательщик не несёт ответственность за контрагентов, вспоминая 53 Пленум ВАС и определение КС РФ от 2003 года о многостадийной функции уплаты налогов в бюджет.
Кто-то пишет что не установлен умысел налогоплательщика и его связь с контрагентами, а значит доначислять нельзя.
Кто-то просто тупо переписывает полностью нормы из НК РФ целыми абзацами, пунктами и статьями (всю 54.1, 169,171,172, 252) и завершает цитирование фразой "поэтому прошу вынести решение об отказе".
Кто-то к предыдущему пункту для надувания объёма копирует ещё и тексты судебных актов.
️ Самое страшное, это возражения (жалоба, заявление в суд) которое состоит из страшной солянки всего вышеперечисленного.
Низкая квалификация представителя налогоплательщика заметна налоговым органам невооружённым глазом, соответственно и отношение к результату работы такого представителя будет соответствующая.
Более подробно каждый из вариантов действий налогоплательщика после завершения проверки, типичные портреты представителей (наёмных и корпоративных), а также допускаемые ими (налогоплательщиками и их представителями) ошибки в разрезе каждого потенциального итога налоговой проверки рассмотрим в следующих постах.
Первое что происходит после проверки, в момент принятия итогового решения, сейчас зачастую принимается решение об обеспечительных мерах. Обеспечение налогового органа это запрет на отчуждение имущества без согласия налогового органа. Если имущества (ОС, материалы, запасы, дебиторка, готовая продукция) нет, то обеспечение накладывается на расчётный счёт (приостанавливаются операции по счету если сумма остатка на нем менее суммы начислений).
А далее у налогоплательщика есть выбор - обжаловать решение по проверке (сначала жалоба в ВНО, а потом заявление в суд), одновременно с ним можно обжаловать решение об обеспечительных мерах (сначала в ВНО, потом в суд), либо заплатить по проверке и забыть её как страшный сон и работать дальше (до следующей?), либо попытаться перевести бизнес-процессы и активы на другое лицо, обанкротив/бросив старое, в надежде что никто не заметит/не узнает про новое.
Соответственно, после процессов обжалования в 90 % случаев налогоплательщик все равно придёт к выбору из второго или третьего варианта, поскольку суды, ввиду пустоты бюджета, сейчас занимают активную про государственную позицию и не очень благосклонно относятся к попыткам налогоплательщиков доказать свою правоту в споре с налоговиками.
Между тем, спорить с налоговой службой можно, при условии грамотного формирования позиции на стадии проведения проверки, либо чётко сформулированных и подкрепленных документами возражений на акт проверки.
К сожалению, в нынешнее время огромное количество налоговых консультантов, адвокатов, представителей не может нормально сформулировать мысль о сути своего несогласия с проверкой.
Кто-то оперирует ссылками на судебную практику 5-10-15 летней давности, которая имеет свойство динамично меняться как на уровне округов, так и на уровне ВС РФ и для человека непосвященного огромное количество судебной практики выглядит сурово и непобедимо, но по факту же налоговики увидев ссылку на старинную судебную практику дальше и не читают.
Кто-то пишет о том, что налогоплательщик не несёт ответственность за контрагентов, вспоминая 53 Пленум ВАС и определение КС РФ от 2003 года о многостадийной функции уплаты налогов в бюджет.
Кто-то пишет что не установлен умысел налогоплательщика и его связь с контрагентами, а значит доначислять нельзя.
Кто-то просто тупо переписывает полностью нормы из НК РФ целыми абзацами, пунктами и статьями (всю 54.1, 169,171,172, 252) и завершает цитирование фразой "поэтому прошу вынести решение об отказе".
Кто-то к предыдущему пункту для надувания объёма копирует ещё и тексты судебных актов.
️ Самое страшное, это возражения (жалоба, заявление в суд) которое состоит из страшной солянки всего вышеперечисленного.
Налоговики (высший руководящий состав, который и принимает решение по итогам проверки) имеют в наличии очень мало времени и читать опусы на десятки страниц с упражнениями по всем вышеуказанным пунктам не имеют возможности. Кроме того, в каждой инспекции ещё до выхода на ВНП есть понимание того, что нужно доначислить в обязательном порядке и никакие красивые тексты и чёткие документы повлиять на этот процесс не могут. Но почти в любой проверке есть эпизоды, которые прихвачены нал. органом поверхностно и в основном для поднятия давления, вот их в общем-то и реально отбить на стадии возражений на акт проверки.
Низкая квалификация представителя налогоплательщика заметна налоговым органам невооружённым глазом, соответственно и отношение к результату работы такого представителя будет соответствующая.
Более подробно каждый из вариантов действий налогоплательщика после завершения проверки, типичные портреты представителей (наёмных и корпоративных), а также допускаемые ими (налогоплательщиками и их представителями) ошибки в разрезе каждого потенциального итога налоговой проверки рассмотрим в следующих постах.