Должная осмотрительность. Текущая практика правоприменения.

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.145
Репутация
62.195
Реакции
275.920
RUB
0
dolzhnaja-osmotritelnost-tekuschaja-praktika-pravoprimenenija-phot.jpg


Чего бы там кому ни казалось, но конечные правила игры пишутся не в текстах законов или в каких-либо кабинетах госорганов, а в судах. И именно там формируется практика правоприменения по тому или иному вопросу, которая в конечном счете и определяет допустимость тех или иных взаимоотношений граждан как между собой, так и во взаимоотношениях с государством.
Вопросы должной осмотрительности - не исключение. По состоянию на декабрь 2021 года, вот что удовлетворяет суды, когда они разбирают, ответственно ли компания отнеслась к вопросу должной осмотрительности при выборе контрагентов:
- запросила ли компания учредительные документы и выписку из ЕГРЮЛ контрагента,
- проверена ли деловая репутация контрагента,
- проведен ли поиск в реестре недобросовестных поставщиков,
- нет ли у контрагента судебных дел или задолженности по исполнительному производству,
- с помощью сервиса ФНС проанализированы ли сведения, внесенные в ЕГРЮЛ,
- изучена ли бухотчетность контрагента,
- имеется ли копия паспорта генерального директора,
- имеется ли доверенность,
- коммерческое предложение,
- штатное расписание,
- решения и приказы о назначении генерального директора,
- договоры аренды,
- свидетельства о праве собственности,
- копии трудовых договоров,
- банковские документы и проч.
Отдельно стоит заметить, что представленные контрагентом документы должны быть заверены должным образом, а сама проверка выполнена либо специализированной структурой, либо с использованием 5-6 источников информации. Если при проверке было использовано 1‒2 интернет-ресурса, суд с большой степенью вероятности посчитает это неосмотрительным.

В ряде случаев и споров налоговиков с налогоплательщиком, в которых поднимаются вопросы должной осмотрительности, суды встают однозначно на сторону налогоплательщика, запрещая требовать от бизнеса большего, чем имеется в списке выше. Более того, налоговикам суды четко и недвусмысленно указывают, что:
- компания не госорган и не вправе использовать меры налогового контроля.
- компания не госорган и не вправе использовать средства ОРД (оперативно-розыскной деятельности).
- компания не госорган и не может вызвать и допросить свидетеля, провести экспертизу подписи и пр.
- компания не должна отслеживать нахождение контрагента по месту регистрации.
- компания не обязана проверять расчеты контрагента с бюджетом.
- ну и так далее.
В качестве иллюстрации верности приведенных выше тезисов, желающие самостоятельно могут изучить вот эти судебные дела:
09АП-79500/2020.
09АП-3394/2021.
А40-306672/19-108-7002.
A31-9033/2018.
А09-362/2021.
А57-633/2021.







 
Собака, левой рукой фнс сама плодит фирмы однодневки упростив схему регистрации до безобразия ...а правой рукой наказывает компании которые заключают договора с этими однодневками )
 
Сверху Снизу