Есть такое выражение – «мотает, как кота в стиралке». Все сразу себе представляют кота, каким-то образом попавшего в стиральную машину и полные ужаса глаза на мокрой морде, мелькающие в иллюминаторе машины во время стирки.
Это выражение, как правило, применяют в отношении того, кто никак не может в чем-то определиться и принимает раз за разом взаимоисключающие и разновекторные решения по одному и тому же вопросу.
В качестве вот такого «кота в стиралке» представляется законодатель РФ в вопросах цифровых валют. То ЦБ заявит, что цифровые валюты – не валюты вовсе, а какие-то «цифровые активы» к деньгам не имеющим ничего общего.
То Минфин вдруг выдаст нормативный акт, в котором цифровые валюты идентифицируются как имущество и не более. Причем ЦБ с Минфином не раз и не два затрагивали эту тему, пиная определения и смыслы цифровых валют туда-сюда.
Под конец 2020 года в этой увлекательной игре решило поучаствовать и правительство, предлагающее признать цифровую валюту имуществом в налоговых целях. Соответствующий законопроект с такими поправками в Налоговый кодекс (НК) был незамедлительно внесен в Госдуму (№ 1065710-7).
Предполагается, что отчитываться о праве распоряжаться цифровой валютой, об операциях с ней должны будут граждане и юрлица, если сумма операций превышает 600 тыс. руб. Налоговики смогут запрашивать информацию об операциях с цифровой валютой у банков, если будут подозрения в незаконности сделки.
Причем инициаторы законопроекта достали старую дудку и в нее дуют: «Криптовалюта часто используется в целях уклонения от уплаты налогов, для легализации средств, добытых преступным путем, и финансирования противоправной деятельности».
А то, что у налоговых органов нет информации об открытых российскими юрлицами и гражданами РФ криптовалютных кошельках и операциях по ним, как бы остается за кадром. Мол, делайте что хотите.
По законопроекту владельцы цифровых кошельков должны будут сообщать налоговым органам о праве распоряжаться цифровой валютой, об обороте средств и остатке, если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает 600 тыс. руб.
За невыполнение этой обязанности наступит ответственность. За непредставление информации об операциях с цифровой валютой — штраф 10% от суммы, которая больше: поступления на кошелек или списания. За неинформирование о праве распоряжаться цифровой валютой — штраф 50 тыс. руб. А за неуплату налога из-за невключения в налоговую базу прибыли от операций с цифровой валютой — штраф 40% от неуплаченного налога в части этих операций.
Дополнительно у налоговых органов появится право истребовать у банков выписки по счетам, по которым проходили операции с цифровой валютой. Это можно будет сделать, если налоговики установят признаки возможного нарушения налогового законодательства. Для запроса понадобится согласие руководителя или его заместителя вышестоящего налогового органа.
Законопроект должен вступить в силу уже с 1 января.
В июле 2020 года был принят Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он ввел понятие цифровой валюты, то есть криптовалюты (например, биткойн или эфир). Закон вступает в силу с 2021 года.
Он не запрещает куплю-продажу, дарение, а также использование цифровых активов для банковского и иного обеспечения исполнения обязательств по сделкам. Сейчас операции с криптовалютой и блокчейн-токенами также не запрещены на территории России, но за редким исключением никто не знает что с ними делать, дабы стопроцентно удержаться в правовом поле.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация