Что такое юридический адрес для ИП и как его сменить

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.015
Репутация
11.595
Реакции
61.854
RUB
50
Юридический адрес используют только юридические лица. Он может числиться по месту расположения офиса, магазина, склада, личного помещения учредителя либо по месту проживания руководителя. Предпринимателям юрадрес не нужен, им достаточно места жительства.


Что такое юридический адрес ИП


На законодательном уровне не установлено такое понятие, как «юридический адрес ИП». Под такой фразой подразумевается адрес регистрации предпринимателя. Таковой совпадает с местом его прописки и проживания (дом, квартира, комната в общежитии). Зарегистрировать ИП по месту деятельности (адресу торговой точки либо офиса) нельзя.

Инспекторы вносят адрес регистрации предпринимателя в ЕГРИП. Далее на этот адрес контролирующие органы будут высылать всю корреспонденцию. С контрагентами можно договориться об использовании другого адреса, например, по местоположению офиса. Если таковая договоренность отсутствует, то в договорах и иных документах обозначается адрес, указанный в ЕГРИП.

Может ли ИП жить не по месту регистрации

Законодательство не запрещает предпринимателю проживать не по месту прописки. Причем извещать об этом отделение налоговой и иные госструктуры не потребуется. Но стоит иметь в виду, что вся корреспонденция высылается по адресу регистрации ИП, и она будет считаться доставленной до адресата.

Можно ли зарегистрировать ИП не по прописке

Во время регистрации будущий предприниматель может указать адрес фактического проживания, если соблюдены следующие условия:
  • имеется временная прописка по этому адресу;
  • в паспорте отсутствует штамп о регистрации по определенному адресу.

Гражданин может получить свидетельство о временной регистрации при условии, что он не менее чем 90 дней проживал по месту своего пребывания. Чтобы получить такой документ, достаточно заполнить электронный бланк заявления на портале Госуслуги либо обратиться в отделение МВД.

Иностранные граждане также могут зарегистрироваться в качестве ИП в нашей стране. Адресом регистрации будет считаться адрес, обозначенный в разрешении на временное проживание либо в виде на жительство.

Как действовать ИП, если он меняет место жительства

При смене места проживания извещать налоговую о новом адресе регистрации не нужно. Сотрудники, ответственные за регистрацию граждан, самостоятельно оповестят ФНС, что станет основанием для внесения изменений в ЕГРИП. Налоговики сделают это без вашего участия на протяжении 15 рабочих дней. Но в редких случаях процедура может занять более длительное время. На официальном сайте ФНС можно запросить выписку из ЕГРИП и узнать о внесении в нее изменений.

Бизнесмен может сократить период ожидания до 5 рабочих дней, если направит в отделение ФНС заявление «О внесении изменений в сведения об ИП, содержащиеся в ЕГРИП». Заявление необходимо подкрепить копиями документации, подтверждающей смену места проживания. В большинстве случаев прикладывается копия разворота паспорта с новым штампом о регистрации по месту жительства. Если к копиям не прикладывается оригинальный документ, то они должны быть заверены в нотариате.

Заявитель может самостоятельно отнести документы в налоговый орган, воспользоваться услугами нотариуса, МФЦ, сайтом ФНС, либо почтой.

При наличии персонала потребуется обратиться в отделение ПФР и ФСС по новому месту регистрации. В случае переезда нужно обновлять соглашение об электронном документообороте с этими структурами.

Что будет, если нарушить правила регистрации юридического адреса ИП

Как уже сказано выше, извещать ФНС о смене адреса постоянной прописки не требуется. Но если предприниматель сменил адрес временной регистрации, то ему необходимо на протяжении трех рабочих дней сообщить об этом в свое отделение ФНС. Для этого предпринимателю следует заполнить заявление установленной формы с приложением «В».

Также в судебной практике имеются случаи, когда налоговики доказывали, что предприниматели фиктивно регистрировались в регионах, предоставляющих налоговые льготы, в результате чего получали необоснованные налоговые льготы. Если такой факт будет доказан, то ИП придется уплатить в бюджет недоимку, а также пени и штрафы. Подтверждать правоту инспекторов могут следующие обстоятельства:

  • отсутствие прав собственности на жилое помещение, в котором зарегистрировано ИП;
  • свидетельские показания настоящих собственников жилья, их соседей;
  • отсутствие свидетельств, подтверждающих приезд и нахождение бизнесмена на территорию регистрации ИП (ж/д и авиабилетов, выхода в сеть интернет с IP-адресов региона и прочее);
  • оборудование и транспорт, задействованные в бизнесе, находятся по месту фактического пребывания ИП, там же заключаются сделки с контрагентами.
Кто может за это наказать и каковы санкции

К предпринимателю, нарушившему порядок регистрации, могут применяться следующие виды ответственности:
  • налоговая, предусматривающая штрафные санкции за нарушение сроков регистрации и работу без таковой в сумме до 10 000 рублей;
  • административная, применяемая за незаконную предпринимательскую деятельность, сумма штрафа может составлять от 500 до 2000 рублей;
  • уголовная, предусматривающая штрафы, работы исправительного характера либо арест.
Инициатором применения штрафных и иных санкций в отношении ИП могут выступать проверяющие структуры (например, налоговая инспекция). Решение о привлечении ИП к ответственности принимается судом на основании иска инициатора. Если в ходе судебных разбирательств будет установлена вина ИП, то суд вынесет решение о его привлечении к ответственности.
 
Номинальный директор


Раз поговорили про юридический адрес, второй важный момент – руководитель компании. Здесь несколько вариантов, в зависимости от ваших целей.

Обычно предприниматели всегда оформляют бизнес на себя и несут полную ответственность. Так велит делать и закон. Но иногда бывает безопаснее, когда владелец не будет числиться руководителем. Хотя больше это касается уже раскрученного бизнеса.

К сожалению, мы живем в такой стране, где проблемы могут появиться в любой момент и у даже самого белого бизнеса. Поэтому номинальный руководитель – часто отличное решение снизить риски. Кстати, в самом понятии «номинальный директор» нет ничего плохого. По факту, это тоже самое, что оформить квартиру на родственника, а жить самому.

Чаще всего номиналами пользуются оптимизаторы и обнальщики, чтобы скрывать истинных владельцев компаний и уходить от ответственности.

Но и у белого бизнеса могут быть вполне весомые причины.

Первая – это избегание взаимозависимости компаний, когда ими владеет один человек. Причем вовсе не обязательно ради схем ухода от налогов, но и просто ради оптимизации бизнес-процессов. Если инспекторы видят одно и то же лицо в руководителях, у них сразу возникают вопросы, часто на ровном месте.

Вторая – компания прекращает деятельность, но по разным причинам ликвидировать ее не хотят. Возможно, владелец думает в будущем возобновить бизнес, а возможно, не хочет проверки при ликвидации.

Третья, самая распространенная – владелец по закону не может или не хочет официально возглавлять фирму. Это может быть дисквалификация или статус чиновника.

Четвертая, прикладная – разделение бизнеса в целях оптимизации процессов и налогообложения, выделение отдельного направления, либо, когда нужно перевести активы.

Пятая – владелец не хочет «светиться». Или просто не желает отвлекаться от бизнеса на юридические моменты и подписывание договоров.

Не будем рассматривать откровенно серые и черные схемы, остановимся на обычном бизнесе.

Плюсы номинального директора похожи на преимущества запасного адреса. К вам внезапно не нагрянут органы и точно будет время подготовиться к решению возможных проблем. Чтобы выйти на бенефициара, требуется время.

Номинальным директором не должен быть человек с улицы. Лучше, чтобы у него не было прямых родственных связей с владельцем, но при этом он должен быть подконтролен и осведомлен о делах компании, чтобы в случае вызова мог ответить на вопросы налоговиков или полицейских. По сути, это лицо, представляющее интересы конечного владельца.

Будет неплохо, если он частично будет участвовать в хозяйственной деятельности фирмы и даже принимать какие-то решения в рамках своей компетенции. Разумеется, его нужно для этого обучать, помогать и контролировать, брать на деловые встречи. Человек должен быть с нормальной историей и статусом.
М/Ж средних лет, среднее/высшее образование, не привлекался, не «засвечен», семейный и т.п. Вы должны ему доверять и иметь рычаги воздействия. Это даже не номинальство, а взаимовыгодное партнерство. Платить такому человеку следует тоже достойно, как минимум среднюю зарплату по городу.

Риски, что номинальный директор сможет подставить бенефициара, малы. Для контролирующих органов, на бумаге именно он несет всю ответственность за деятельность компании. Откреститься по щелчку пальца от фирмы не получится. В плане кидка и попытки забрать компанию себе, такие люди часто на это не готовы ни морально, ни профессионально. А шантажировать побояться. При конфликте обеим сторонам проще всего договориться и сменить человека миром.

Если есть серьезные опасения, лучше от сотрудничества с таким человеком отказаться, в крайнем случае – заключить опционный договор. Об этом расскажем позже.
 
Юридический адрес – важная составляющая безопасности. В зависимости от потребностей, можно решить этот вопрос разными способами.

Скажем сразу, покупать адрес у сомнительных продавцов в сети точно нельзя. Сегодня налоговая частенько проверяет его достоверность. Особенно, если к компании есть вопросы и даже у «нулевок». И не только звонят арендодателю, но и ходят «ногами», ищут вывески. Поэтому на вывеску скупиться не стоит, пусть она будет большая, фирменная и понятная, укажите там максимум информации вплоть до режима работы и контактного телефона. Вешать файлик на кнопках не нужно.

Ищут, кстати, невнимательно. Поэтому, если у вас условно «Корпус 8, строение 16, помещение А, во втором дворе в третьем подвале», готовьтесь к недостоверке.

При недостоверности адреса в ЕГРЮЛ блокируется ЭЦП и возможность сдавать отчетность. Да и для банка это тоже плохо, могут заблокировать переводы. Скажем сразу, жаловаться на инспекторов в этом вопросе бесполезно.

Поэтому, если не находитесь по адресу, сделайте его заметным, с номером офиса, в месте, где нет массовых регистраций, повесьте красивую вывеску, проследите доставку почты и договоритесь с арендодателем, чтобы всегда отвечал на вопросы налоговиков четко и ясно, а также предупреждал об их интересе или визите. Если не общаться с владельцем помещения он легко может о вас забыть или поддаться на угрозы инспекторов. Дополнительно советуем заняться отображением адреса в картах Яндекса, Гугла и 2Гис

Снять отметку о недостоверке адреса можно, но придется писать заявление по форме Р14001, заверить у нотариуса, приложить письмо, договор аренды и фото офиса.

Сразу дадим лайфхак. Находиться непосредственно по адресу всем офисом и вести там деятельность не нужно. Объясним почему.

Прийти могут ко всем, и не только налоговая, но и силовики. Часто причина – даже не реальные нарушения, а просто крупные обороты. Создать проблему, чтобы потом попросить деньги за ее решение – древний метод работы силовых структур. Никогда не нужно думать, что вы никому не интересны.

Сегодня полиции запретили возбуждать уголовные дела по экономическим статьям только на основании закона об ОРД без информации от налоговиков, но все понимают, что при желании это можно обойти. Хотя бы «приписав» фирму к уже заведенному уголовному делу, например, по обналу, ст. 172 УК РФ. А могут реально прийти, потому что есть интерес к вашему партнеру. Получить постановление и ордер для них тоже не проблема.

Поэтому, если находитесь по адресу. Который указан в ЕГРЮЛ, прийти могут в любой момент. А моменты бывают самые неподходящие.

Даже, если совсем нечего бояться и при обыске ничего не найдут, рабочий день, а то и несколько будут потеряны, а персонал напуган. Опять же, при большом желании что-то да найдут. На 100% белого бизнеса в России нет. Если будут внезапно допрашивать руководителей и персонал, который к таким поворотам не готов, кто-то может от страха и сболтнуть лишнего. Как показывает практика, свои права знает один человек из сотни. И если даже нет задачи «подтянуть» вашу компанию, могут просто начать «выколачивать бабки».

Как подготовиться к таким моментам самому и подготовить персонал, будем писать в дальнейших постах.

Что делать? Снимайте офис и работайте там, где удобно. По месту нахождения юридического адреса посадите пару человек, например, клиентских менеджеров, с кем не нужно быть постоянно на связи, дайте им задания и отправляйте иногда кого-то их проверять по необходимости. Так, формально вы будете находиться по юрадресу и будет связь. А прийти внезапно в компанию и парализовать работу также никто не сможет. Если придут, менеджеры сразу об этом оповестят и как минимум будет время на подготовку.

Иметь несколько офисов не запрещено. А часть ответственных людей можно вообще посадить на «удаленку».
 
Сверху Снизу