Уже очевидно, что новые санкции отразятся на всех финансовых рынках России, и страховой не исключение. Разбирались с экспертами, к чему нужно готовиться.
«Страховой рынок во всем мире переживает экономические кризисы с некоторым запозданием, свойственным этому бизнесу из-за того, что страховые выплаты отложены во времени», — объяснил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Но последствия все же будут. Хотя в большей степени для страховщиков, чем для страхователей.
Если у вас полис страховщика, попавшего под санкции
Не стоит переживать, страховые компании из списка санкционных заверяют, что все свои обязательства готовы выполнять в срок.В «Росгосстрахе» отметили, что существенных рисков для своей деятельности не видят.
Аналогичный ответ дали и в СК «Росгосстрах Жизнь».«Продолжаем работу в штатном режиме и будем в полном объеме исполнять все свои обязательства перед клиентами и партнерами», — заверили в компании, добавив, что «Росгосстрах» обладает запасом финансовой устойчивости и технологическими возможностями, чтобы обеспечить бесперебойную работу всех своих подразделений и агентов как по заключению договоров страхования, так по урегулированию убытков.
Страховщик обещает, что действующие договоры страхования введенные ограничения никак не затронут, причем как номинированные в рублях, так и номинированные в иностранной валюте, включая доллары и евро. Это прежде всего долгосрочные страховки жизни и ИСЖ. Условия по ним никто менять не будет. Но заключение новых договоров в иностранной валюте пока приостановлено из-за высокой волатильности курсов.«Санкции против крупнейших российских банков и их дочерних компаний не влияют на проведение операций на территории России и на исполнение обязательств компании перед нашими клиентами», — говорится в сообщении.
Успокаивает своих клиентов «Совкомбанк Страхование»:
В компании говорят, что обладают необходимым запасом по капиталу и ликвидности для преодоления негативного влияния санкций.«Ситуация с возможным введением санкций против крупнейших российских финансовых институтов прорабатывалась заранее в тесном взаимодействии с Банком России и Минфином. Мы разработали несколько сценариев преодоления последствий введения санкций, чтобы минимизировать негативные последствия для наших клиентов и контрагентов».
«Все процессы по урегулированию убытков, включая обращения по ДМС, проходят в штатном режиме. Нашим клиентам доступны все продукты и услуги», — заверили в компании.
Чем опасны трудности с перестрахованием
Сложности могут возникнуть у страховых компаний, которые перестраховывают свои риски у иностранных страховщиков. Обычные полисы с физлицами, конечно, никто не перестраховывает, делается это только по крупным договорам страхования, например, испытательных полетов самолетов, судостроительных рисков, каско судов, воздушного и наземного транспорта, нефтехимических и газопромышленных рисков, перевозки наличности, страхования культурных ценностей и др. Если не будет возможности перестраховать эти риски, то при наступлении страхового случая российской компании придется самостоятельно выплачивать возмещение. А суммы по таким договорам огромные, и, случись сразу несколько крупных страховых случаев у одного страховщика, возникнут финансовые проблемы, которые могут отразиться на всех клиентах компании.Правда, как рассказал информированный источник, страховщики и Банк России уже давно прорабатывают механизм перевода российских страховщиков на перестрахование рисков внутри страны. Заниматься этим должна будет Российская национальной перестраховочная компания, 100% акций которой принадлежит Банку России.«Страховой рынок, особенно корпоративный, серьезно зависит как от банковской сферы, так и от международного рынка перестрахования, — говорит генеральный директор „Абсолют Страхования“ Дмитрий Руденко. — При урегулировании страховых случаев по залоговому имуществу банков, которые попали под санкции, возможны трудности по возмещению от западных перестраховщиков их доли в убытке. И с этим российским страховщикам придется работать. Если под санкции дальше попадут крупные российские банковские группы, в которые входят страховщики, это дополнительно снизит емкость и так небольшого внутреннего рынка перестрахования».
Есть еще одна сложность с действующими договорами перестрахования — их удорожание из-за резкого роста курса иностранных валют.
В дальнейшем, по мнению независимого эксперта, автора Telegram-канала «Экономизм» Алексея Кричевского, ситуация в перестраховании будет зависеть от конкретной страны и ее отношения к России.«Многие компании еще несколько лет назад перешли на рублевые платежи в облигаторных договорах, — объясняет председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина. — Оплата же западным перестраховщикам по ним производится в долларах или евро. При стремительно растущем курсе каждый день просрочки может обернуться финансовыми потерями для компаний».
«Пока что представляется, что европейские страховые компании просто взвинтят цены на свои услуги для российских клиентов, но в полное прекращение сотрудничества пока что верится с трудом», — говорит он.
Как курс рубля отразится на ремонте авто
Не только на перестраховании отразится рост курсов иностранных валют к рублю, но и на урегулировании страховых случаев, в первую очередь в автостраховании. Уже сейчас известно, что часть мировых автобрендов приостановила отгрузку в Россию новых автомобилей и комплектующих.Но если с покупкой нового авто можно и подождать, то с запчастями для ремонта это сделать сложнее. Дефицит чего-либо ведет, как известно, к росту цен. А учитывая еще рост курсов иностранных валют, удорожание импортных запчастей может оказаться весьма ощутимым.«Пока что делать далеко идущие выводы слишком рано, поскольку неясно, как дальше поведет себя иностранный автопром — ряд концернов заморозил поставки автомобилей и запчастей в Россию, но шанс того, что такие запреты будут долгосрочными, представляется небольшим, поскольку для тех же немецких марок Россия является слишком крупным рынком сбыта с построенными и функционирующими здесь заводами», — считает Алексей Кричевский.
Но случится рост стоимости полисов не завтра или послезавтра, а в перспективе. По крайней мере, в ОСАГО, стоимость которого ограничивается тарифным коридором, установленным Банком России.«В массовых видах страхования, в том числе авто, ценообразование опирается на стоимость ремонта/восстановления и стоимость страхуемого имущества, — объясняет Дмитрий Руденко. — Увеличение стоимости запчастей из-за снижения курса национальной валюты наблюдается последние несколько лет. Также существенно увеличилась стоимость автомобилей, сначала новых, а следом подержанных. Эти факторы, безусловно, скажутся на увеличении стоимости страхования».
Алексей Кричевский полагает, что рост цен на ОСАГО будет в пределах инфляции.
«Поскольку все-таки это социально значимая страховка, и давать страховщикам свободу власть будет в последнюю очередь, ограничившись молчаливым согласием на полисы по верхней планке ценового коридора, — говорит он. — В худшем случае страховки как ОСАГО, так и каско на некоторые марки и модели могут подорожать в 2–3 раза, если запчасти нужно будет заказывать через третьи руки, то есть прокладку в виде фирмы из другого государства».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация