Банк России не поддержал предложение Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) предоставить заемщику право на анонимность при подаче заявки на кредит. Банковские ассоциации и Торгово-промышленная палата также выступили против такого подхода.
О предложении КонфОП сегодня сообщила газета "
"Согласно законодательству, кредитор обязан размещать в местах оказания услуг и на сайте информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита. Так, должна быть раскрыта информация о процентных ставках и диапазонах значений ПСК по предлагаемым клиентам продуктам.
Вместе с тем конкретные параметры кредита согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и отражаются в индивидуальных условиях кредитного договора - документе, который банк предоставляет заемщику на подпись по итогам положительного рассмотрения его заявления. Поскольку кредитор обязан заключить кредитный договор на предложенных в данном документе условиях, то ему требуется в полной мере оценить заемщика, в том числе с точки зрения его финансового положения, а для этого необходима максимально полная информация о клиенте.
Таким образом, если заемщик действительно намерен получить кредит, то он также заинтересован в предоставлении полной и достоверной информации о себе".
С учетом этого нет оснований полагать, что кредиторы запрашивают персональные данные исключительно с целью их противоправного распространения или использования, уточнили в пресс-службе Банка России.
"В случае, если потребитель примет решение не заключать одобренный кредитором кредитный договор, то информация о такой заявке будет удалена из кредитной истории потребителя вскоре после истечения срока действия одобрения, - отметили официальные представители регулятора. - Среди поступающих в Банк России обращений не отмечается сколько-нибудь значительного числа жалоб, связанных с запросом банками персональных данных граждан при подаче заявления на кредит".
По словам председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, предложение противоречит и общей политике последних лет, направленной на максимальную индивидуализацию оферт, и интересам самих потребителей по минимизации ставки.
"Без учета индивидуальных особенностей клиента (от состава семьи до частоты обращений за кредитом и кредитной дисциплины) сегодня можно получить только очень небольшой кредит или микрозайм без обеспечения, - уточнил Емелин. - Но в этом сегменте гораздо более высокие риски, покрываемые очень высокими ставками. Стандартное же кредитование строго индивидуально и не может быть анонимизировано без несоразмерного возрастания рисков невозврата, которые компенсируются ростом ставки. То есть, чем больше и точнее сведения о заёмщике у кредитора, тем точнее расчет рисков и тем ниже ставка (в случае добросовестного заемщика)".
О предложении КонфОП сегодня сообщила газета "
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
". Как уточнило издание, сейчас банки даже в ходе предварительной консультации по кредиту требуют паспорт и склоняют к тому, чтобы подать заявку. Право клиентов финансовых организаций на анонимность необходимо выделить в отдельную категорию защиты прав потребителей, предложили в КонфОП."Согласно законодательству, кредитор обязан размещать в местах оказания услуг и на сайте информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита. Так, должна быть раскрыта информация о процентных ставках и диапазонах значений ПСК по предлагаемым клиентам продуктам.
Вместе с тем конкретные параметры кредита согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и отражаются в индивидуальных условиях кредитного договора - документе, который банк предоставляет заемщику на подпись по итогам положительного рассмотрения его заявления. Поскольку кредитор обязан заключить кредитный договор на предложенных в данном документе условиях, то ему требуется в полной мере оценить заемщика, в том числе с точки зрения его финансового положения, а для этого необходима максимально полная информация о клиенте.
Таким образом, если заемщик действительно намерен получить кредит, то он также заинтересован в предоставлении полной и достоверной информации о себе".
С учетом этого нет оснований полагать, что кредиторы запрашивают персональные данные исключительно с целью их противоправного распространения или использования, уточнили в пресс-службе Банка России.
"В случае, если потребитель примет решение не заключать одобренный кредитором кредитный договор, то информация о такой заявке будет удалена из кредитной истории потребителя вскоре после истечения срока действия одобрения, - отметили официальные представители регулятора. - Среди поступающих в Банк России обращений не отмечается сколько-нибудь значительного числа жалоб, связанных с запросом банками персональных данных граждан при подаче заявления на кредит".
По словам председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, предложение противоречит и общей политике последних лет, направленной на максимальную индивидуализацию оферт, и интересам самих потребителей по минимизации ставки.
"Без учета индивидуальных особенностей клиента (от состава семьи до частоты обращений за кредитом и кредитной дисциплины) сегодня можно получить только очень небольшой кредит или микрозайм без обеспечения, - уточнил Емелин. - Но в этом сегменте гораздо более высокие риски, покрываемые очень высокими ставками. Стандартное же кредитование строго индивидуально и не может быть анонимизировано без несоразмерного возрастания рисков невозврата, которые компенсируются ростом ставки. То есть, чем больше и точнее сведения о заёмщике у кредитора, тем точнее расчет рисков и тем ниже ставка (в случае добросовестного заемщика)".