Банк России объявил о введении новых мер на фоне сохраняющихся высоких темпов роста кредитования и высокой долговой нагрузки большой части заемщиков. Помимо прямого ограничения кредитования высокорисковых групп заемщиков и введения надбавок за потребкредиты под залог авто, регулятор решил впервые повысить до ненулевых значений национальную антициклическую надбавку для банков
Банк России объявил сразу о нескольких мерах, которые должны будут способствовать борьбе с перегревом на рынке кредитования в условиях высокой долговой нагрузки значительной части заемщиков. Для этого он, помимо традиционных макпропруденциальных мер, использует еще один инструмент — антициклическую надбавку.
Национальная антициклическая надбавка была введена ЦБ еще в 2016 году, но до сих пор фактически не применялась, ее значение было равно нулю. Из-за надбавки банкам приходится формировать буфер капитала, когда кредитование растет ускоренными темпами, а в кризисное время этот буфер распускается. Так надбавка позволяет повысить устойчивость банковского сектора и сделать рост кредитования экономики сбалансированным. С 1 июля 2025 года антициклическая надбавка к нормативам достаточности капитала
ЦБ отметил сохранение высоких темпов кредитования. По итогам семи месяцев 2024 года рост в розничном сегменте составил 25,6% год к году, что выше, чем рост доходов населения. Из-за быстрого роста кредитования значение показателя достаточности капитала в российском банковском секторе по нормативу Н1.0 снизилось за год с 12,7% до 12,2%. За первые 7 месяцев 2024 года значение показателя достаточности капитала снизилось вновь — с 12,2% до 11,2%, несмотря на прибыль 2,1 трлн рублей с начала года. В такой ситуации ЦБ вынужден поднять значение антициклической надбавки, заключает регулятор.
Кроме того, ЦБ
Наконец, ЦБ с 1 ноября повысил макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска по потребкредитам, которые выдаются под залог автомобилей. Таких кредитов выдается все больше — до 2023 года их доля была меньше 1% от всех потребкредитов, а по итогам II квартала — превысила 3%. Причем, как отмечает Банк России, у некоторых банков займы под залог авто составляют половину всех предоставляемых потребкредитов. Около 40% нецелевых потребительских кредитов под залог автомобилей было предоставлено заемщикам, которые тратят на обслуживание долгов более 80% доходов. «При этом экономическая роль залога несущественна: нецелевые кредиты под залог транспортного средства по ключевым характеристикам скорее соответствуют не целевым автокредитам, а необеспеченным кредитам наличными», — подчеркивает Банк России. Оформление залога в виде транспортного средства позволяет некоторым банкам снижать регулятивную нагрузку, так как такие кредиты не включаются в расчет макропруденциальных лимитов по необеспеченным кредитам, объясняет регулятор необходимость мер.
В недавнем
Дополнительные меры для охлаждения потребительского кредитования, одного из важных факторов, влияющих на инфляцию, будут предметом обсуждения в финансово-экономическом блоке правительства и ЦБ,
Банк России объявил сразу о нескольких мерах, которые должны будут способствовать борьбе с перегревом на рынке кредитования в условиях высокой долговой нагрузки значительной части заемщиков. Для этого он, помимо традиционных макпропруденциальных мер, использует еще один инструмент — антициклическую надбавку.
Национальная антициклическая надбавка была введена ЦБ еще в 2016 году, но до сих пор фактически не применялась, ее значение было равно нулю. Из-за надбавки банкам приходится формировать буфер капитала, когда кредитование растет ускоренными темпами, а в кризисное время этот буфер распускается. Так надбавка позволяет повысить устойчивость банковского сектора и сделать рост кредитования экономики сбалансированным. С 1 июля 2025 года антициклическая надбавка к нормативам достаточности капитала
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
установлена в размере 0,25% от активов, взвешенных по риску. Регулятор отметил, что в долгосрочной перспективе значение антициклической надбавки должно составлять 1% от активов, взвешенных по риску.ЦБ отметил сохранение высоких темпов кредитования. По итогам семи месяцев 2024 года рост в розничном сегменте составил 25,6% год к году, что выше, чем рост доходов населения. Из-за быстрого роста кредитования значение показателя достаточности капитала в российском банковском секторе по нормативу Н1.0 снизилось за год с 12,7% до 12,2%. За первые 7 месяцев 2024 года значение показателя достаточности капитала снизилось вновь — с 12,2% до 11,2%, несмотря на прибыль 2,1 трлн рублей с начала года. В такой ситуации ЦБ вынужден поднять значение антициклической надбавки, заключает регулятор.
Кроме того, ЦБ
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и к традиционным инструментам ограничения рисков на кредитном рынке. Регулятор с IV квартала вновь ужесточил макропруденциальные лимиты по необеспеченным потребкредитам, которые напрямую ограничивают выдачи. Например, доля выдач заемщикам с показателем долговой нагрузки (ПДН) свыше 80% будет снижена с 5% до 3%, а с ПДН от 50% до 80% — с нынешних 20% до 15%. Значительная часть портфеля необеспеченных потребительских кредитов (53% по состоянию на 1 июля) приходится на заемщиков, которые направляют на платежи более половины своего дохода. Заемщики с более высокой долговой нагрузкой чаще допускают просрочки по кредитам, поэтому их доля в кредитном портфеле влияет на риск возможных потерь банка, особенно в случае стресса, предупреждает Банк России. Наконец, ЦБ с 1 ноября повысил макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска по потребкредитам, которые выдаются под залог автомобилей. Таких кредитов выдается все больше — до 2023 года их доля была меньше 1% от всех потребкредитов, а по итогам II квартала — превысила 3%. Причем, как отмечает Банк России, у некоторых банков займы под залог авто составляют половину всех предоставляемых потребкредитов. Около 40% нецелевых потребительских кредитов под залог автомобилей было предоставлено заемщикам, которые тратят на обслуживание долгов более 80% доходов. «При этом экономическая роль залога несущественна: нецелевые кредиты под залог транспортного средства по ключевым характеристикам скорее соответствуют не целевым автокредитам, а необеспеченным кредитам наличными», — подчеркивает Банк России. Оформление залога в виде транспортного средства позволяет некоторым банкам снижать регулятивную нагрузку, так как такие кредиты не включаются в расчет макропруденциальных лимитов по необеспеченным кредитам, объясняет регулятор необходимость мер.
В недавнем
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
развития банковского сектора ЦБ отметил некоторое замедление потребкредитования в июле, однако указал, что темп роста потребзаймов все еще достаточно высокий. Существенный объем выдач по-прежнему приходится на сегмент кредитных карт, где ставки всегда были высокими и поэтому не такими чувствительными к росту ключевой ставки, объясняет регулятор. Кроме того, банки стали привлекать клиентов низкими ставками при выборке лимита в первый месяц. Дополнительные меры для охлаждения потребительского кредитования, одного из важных факторов, влияющих на инфляцию, будут предметом обсуждения в финансово-экономическом блоке правительства и ЦБ,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
РБК. По сведениям издания, вопрос «вышел на уровень первых лиц». На совещании по экономическим вопросам 26 августа президент Владимир Путин
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
ЦБ и правительство «повысить эффективность скоординированных действий по снижению инфляции».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация