Небольшие банки начинают отказываться от собственного оборудования в пользу аренды банкоматов с дальнейшим обслуживанием на аутсорсинге.
По сути, крупные банки сдают небольшим свои устройства и продолжают полностью обеспечивать их работу, арендаторы же брендируют устройство полностью под себя, поэтому для клиентов оно неотличимо от собственных банкоматов. Пока в России такие услуги не очень развиты, но западный опыт показывает, что для небольших банков это неплохой способ оптимизировать расходы, а крупным игрокам получать комиссионные доходы за пользование своей сетью.
Новая практика появилась на фоне общего сокращения числа банкоматов в рамках оптимизации расходов. Плюсы такой схемы в том, что «затраты использования банкоматов на аутсорсинге фиксированные и прогнозируемые». Внедрение партнерской сети самообслуживания позволило сократить расходы банка на содержание касс, разгрузить их и перенаправить клиентские потоки», получив при этом широкое покрытие. А развитие собственной сети банкоматов, по его оценке, является слишком затратным и отвлекает от основной деятельности.
Тенденция к сокращению собственных банкоматных парков началась пять-семь лет назад. «Парк существенно сокращается в местах свободного доступа, во многих магазинах шаговой доступности банкоматы пропали вовсе.
— То, что часть банков отказываются от собственной сети, объяснимо и тем, что комиссия за снятие наличных по собственной эмиссии в сторонних устройствах может быть дешевле, чем содержание собственного парка». В итоге банкам с небольшим числом собственных карт не имеет смысла содержать свой парк устройств, так как фактически они будут обслуживать чужие карты, а себестоимость обслуживания будет выше дохода.
По оценкам участников рынка, содержание одного банкомата может достигать 50–70 тыс. в месяц без учета аренды мест. Банкоматная сеть — это достаточно затратно, «у редкого банка она сама по себе является выгодной». Аренда банкоматов и аутсорсинг обслуживания позволяют средним и мелким банкам в несколько раз сократить затраты.
Сокращение банкоматной сети связано прежде всего с оптимизацией затрат на обслуживание клиентского потока и запроса на услуги. «Построение сети банкоматов, платежных терминалов уже не может являться приоритетным активом, так как приоритеты клиентов меняются, например "эпидемия" явно поменяла поведенческие навыки банковских клиентов.
— Практика западных банков также подсказывает, что сеть банкоматов может быть, а часто и является аутсорсинговой услугой». Думаю, мы стоим на пороге создания таких сетей и у нас.
Однако российские банки пока не спешат внедрять подобную практику. По оценке участников рынка, есть и сдерживающие факторы. Как указали в банке «Санкт-Петербург», среди негативных факторов — снижение контроля уровня защищенности банкоматов, если они арендованные, в части уязвимостей от вредоносного программного обеспечения. Впрочем, отдельные промежуточные варианты описанной схемы уже реализуются.
По сути, крупные банки сдают небольшим свои устройства и продолжают полностью обеспечивать их работу, арендаторы же брендируют устройство полностью под себя, поэтому для клиентов оно неотличимо от собственных банкоматов. Пока в России такие услуги не очень развиты, но западный опыт показывает, что для небольших банков это неплохой способ оптимизировать расходы, а крупным игрокам получать комиссионные доходы за пользование своей сетью.
Новая практика появилась на фоне общего сокращения числа банкоматов в рамках оптимизации расходов. Плюсы такой схемы в том, что «затраты использования банкоматов на аутсорсинге фиксированные и прогнозируемые». Внедрение партнерской сети самообслуживания позволило сократить расходы банка на содержание касс, разгрузить их и перенаправить клиентские потоки», получив при этом широкое покрытие. А развитие собственной сети банкоматов, по его оценке, является слишком затратным и отвлекает от основной деятельности.
По данным ЦБ, по итогам 2020 года число банкоматов в России сократилось на 1,6 тыс. единиц, до 194 тыс. штук. Сбербанк, который имеет самую широкую сеть, сократил число устройств самообслуживания в пандемийный год на 8,4%, до 70,4 тыс. штук.
Тенденция к сокращению собственных банкоматных парков началась пять-семь лет назад. «Парк существенно сокращается в местах свободного доступа, во многих магазинах шаговой доступности банкоматы пропали вовсе.
— То, что часть банков отказываются от собственной сети, объяснимо и тем, что комиссия за снятие наличных по собственной эмиссии в сторонних устройствах может быть дешевле, чем содержание собственного парка». В итоге банкам с небольшим числом собственных карт не имеет смысла содержать свой парк устройств, так как фактически они будут обслуживать чужие карты, а себестоимость обслуживания будет выше дохода.
По оценкам участников рынка, содержание одного банкомата может достигать 50–70 тыс. в месяц без учета аренды мест. Банкоматная сеть — это достаточно затратно, «у редкого банка она сама по себе является выгодной». Аренда банкоматов и аутсорсинг обслуживания позволяют средним и мелким банкам в несколько раз сократить затраты.
Сокращение банкоматной сети связано прежде всего с оптимизацией затрат на обслуживание клиентского потока и запроса на услуги. «Построение сети банкоматов, платежных терминалов уже не может являться приоритетным активом, так как приоритеты клиентов меняются, например "эпидемия" явно поменяла поведенческие навыки банковских клиентов.
— Практика западных банков также подсказывает, что сеть банкоматов может быть, а часто и является аутсорсинговой услугой». Думаю, мы стоим на пороге создания таких сетей и у нас.
Однако российские банки пока не спешат внедрять подобную практику. По оценке участников рынка, есть и сдерживающие факторы. Как указали в банке «Санкт-Петербург», среди негативных факторов — снижение контроля уровня защищенности банкоматов, если они арендованные, в части уязвимостей от вредоносного программного обеспечения. Впрочем, отдельные промежуточные варианты описанной схемы уже реализуются.
Последнее редактирование: