Участники платежного рынка предлагают ЦБ изменить его регулирование. В частности, речь идет о создании для этого специального института, который, в отличие от Банка России, сам бы не владел платежной инфраструктурой. Эксперты полагают, что проще и эффективнее будет, наоборот, приватизировать подконтрольные ЦБ Национальную систему платежных карт и Систему передачи финансовых сообщений.
Эксперты Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) на онлайн-презентации 13 мая представили аналитический доклад, посвященный развитию платежного рынка в России. В презентации участвовали представители ЦБ, платежных систем, объединений участников финрынка. Были рассмотрены вопросы, обозначенные в стратегии развития национальной платежной системы, ранее обнародованной самим Банком России. «Мы ожидаем, что доклад станет основой для позиции отрасли»,— отметили авторы.
В документе выделено два основных положения: создание платежных институтов, которые получат функции платежных агентов в расширенном виде, и отдельного регулятора для платежного рынка.
В нем поясняется, что платежные институты должны стать более функциональной версией платежных агентов с правом самостоятельного приема безналичных платежей, эмиссии и эквайринга платежных инструментов, а также оказанием информационных услуг.
Введение платежных институтов упростит получение лицензии для новых игроков: «Чтобы сейчас начать заниматься полноценным платежным бизнесом, необходимо получить лицензию НКО, а это десятки миллионов рублей. Для стартапа просто неподъемные деньги».
Председатель группы российских пользователей SWIFT Алексей Маслов согласен, что условия входа на платежный рынок для новых игроков необходимо облегчать. При этом он отмечает, что «регулирование для новых игроков все равно необходимо, но нужно соблюдать баланс — следить за рисками, но не доводить уровень регулирования до запретительного».
«Можно создать нового регулятора, можно передать инфраструктуру, которой владеет ЦБ, в другие руки, можно комбинировать эти подходы, но существующий конфликт интересов необходимо исключить». В случае когда ЦБ владеет платежной инфраструктурой, он вынужден продвигать ее без оглядки на эффективность.
Вместе с тем, создать такую инфраструктуру, как Национальная система платежных карт (НСПК, оператор карт «Мир») или Система передачи финансовых сообщений (СПФС, аналог SWIFT), мог только регулятор — кроме огромных инвестиций для этого требовался «большой политический вес». «Регуляторный арбитраж присутствует и не только в платежной сфере», поэтому акционировать инфраструктуру в перспективе необходимо, «а Банку России должны остаться только регуляторные функции». С другой стороны, далеко не факт, что передача платежной инфраструктуры банкам приведет к улучшению ситуации для клиентов.
В любом случае, вариант приватизации инфраструктуры, принадлежащей ЦБ, выглядит гораздо более вероятным, чем создание нового регулятора.
Эксперты Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) на онлайн-презентации 13 мая представили аналитический доклад, посвященный развитию платежного рынка в России. В презентации участвовали представители ЦБ, платежных систем, объединений участников финрынка. Были рассмотрены вопросы, обозначенные в стратегии развития национальной платежной системы, ранее обнародованной самим Банком России. «Мы ожидаем, что доклад станет основой для позиции отрасли»,— отметили авторы.
В документе выделено два основных положения: создание платежных институтов, которые получат функции платежных агентов в расширенном виде, и отдельного регулятора для платежного рынка.
В России сформировалась довольно запутанная и сложная структура поставщиков платежных услуг, что создает проблемы правоприменения и барьеры для входа на рынок новых игроков. Эта структура должна быть упрощена.
В нем поясняется, что платежные институты должны стать более функциональной версией платежных агентов с правом самостоятельного приема безналичных платежей, эмиссии и эквайринга платежных инструментов, а также оказанием информационных услуг.
Введение платежных институтов упростит получение лицензии для новых игроков: «Чтобы сейчас начать заниматься полноценным платежным бизнесом, необходимо получить лицензию НКО, а это десятки миллионов рублей. Для стартапа просто неподъемные деньги».
Председатель группы российских пользователей SWIFT Алексей Маслов согласен, что условия входа на платежный рынок для новых игроков необходимо облегчать. При этом он отмечает, что «регулирование для новых игроков все равно необходимо, но нужно соблюдать баланс — следить за рисками, но не доводить уровень регулирования до запретительного».
Для обеспечения честной конкуренции регулировать рынок должна организация, не владеющая платежной инфраструктурой, чтобы избежать конфликта интересов.
«Можно создать нового регулятора, можно передать инфраструктуру, которой владеет ЦБ, в другие руки, можно комбинировать эти подходы, но существующий конфликт интересов необходимо исключить». В случае когда ЦБ владеет платежной инфраструктурой, он вынужден продвигать ее без оглядки на эффективность.
Вместе с тем, создать такую инфраструктуру, как Национальная система платежных карт (НСПК, оператор карт «Мир») или Система передачи финансовых сообщений (СПФС, аналог SWIFT), мог только регулятор — кроме огромных инвестиций для этого требовался «большой политический вес». «Регуляторный арбитраж присутствует и не только в платежной сфере», поэтому акционировать инфраструктуру в перспективе необходимо, «а Банку России должны остаться только регуляторные функции». С другой стороны, далеко не факт, что передача платежной инфраструктуры банкам приведет к улучшению ситуации для клиентов.
В любом случае, вариант приватизации инфраструктуры, принадлежащей ЦБ, выглядит гораздо более вероятным, чем создание нового регулятора.