Женщина не давала согласия на использование СМС-кодов вместо своей подписи
Банк "помог" мошенникам похитить деньги екатеринбурженки
В Екатеринбурге 65-летняя Татьяна стала жертвой телефонных мошенников, которые дистанционно оформили на нее кредит в полмиллиона рублей и затем похитили эти деньги. При этом женщина никогда не давала своего согласия на такой бесконтактный способ оформления кредитов. Однако это не стало помехой для «Хоум Кредит Банка», который вольно или невольно поучаствовал в мошеннической схеме и теперь требует деньги с процентами и комиссией с пострадавшей пенсионерки. Женщина не согласилась и намерена судиться с банком.
Мошенники
Татьяна Геннадьевна почти всю жизнь проработала санитаркой в «Новой больнице». В 2013 году на работе ей выдали зарплатную карту «Хоум Кредит Банка». Личным кабинетом она никогда не пользовалась, а просто снимала с карты деньги в банкоматах и расплачивалась ей в магазинах. Октябрьским вечером на ее старый кнопочный телефон поступил тот самый злополучный звонок, после которого женщина в один момент стала должна круглую сумму денег.
— Был вечер вторника, мне позвонили с незнакомого номера и представились сотрудниками банка ВТБ, сказали, что оформляется кредит на 150 тысяч рублей, и просили подтвердить. Я ответила, что не оформляла кредит и не обращалась в ВТБ. После чего они спросили, с какими банками я сотрудничаю. Я не поняла, что это мошенники, и сообщила им, что являюсь клиентом «Хоум Кредит Банка», — рассказала Татьяна.
После этого пенсионерке несколько раз звонили с разных номеров и, убедив, что являются сотрудниками службы безопасности ее банка, просили сообщать коды приходивших СМС-сообщений. Чтобы втереться в доверие, преступники давали пострадавшей советы, как «обезопасить себя от мошенников». Например, не оставлять чеки в магазинах после оплаты картой. Весь разговор занял 15 минут
Через пару часов, когда женщина рассказала о звонках своей дочери, та позвонила на горячую линию банка и заблокировала карту Татьяны Геннадьевны. Однако было уже поздно: на женщину оформили кредит в 500 тысяч рублей под 18% годовых, а также долг 78 тысяч за комиссию банка и 48,5 тысячи за понижение кредитной ставки. В ответ на ее заявление о непричастности к договору из банка прислали документ, сообщающий, что она всё равно обязана платить.
В своем ответе банк делает упор на то, что введение СМС-кода равнозначно подписи на бумаге
Фото: Дамир Садтритдинов
Превышение должностных полномочий
Эта история так и осталась бы одной из сотен подобных, однако, когда женщина обратилась к юристам, те заметили несколько нарушений со стороны банка, благодаря которым мошенникам и удалось похитить деньги. Так, женщина не согласовывала дистанционный способ выдачи кредита. Там, где должна стоять ее подпись, пусто. То есть она не давала согласие на обмен эсэмэсками в качестве замены своей подписи. Теперь правозащитники намерены добиваться в суде признания кредитного договора несущественным.
— Чтобы пользоваться электронными подписями (и кодами по СМС) и у них была сила, человек и банк должны подписать бумажку до этого. Обычно, когда клиент получает карту, он подписывает заявление, в котором указано, что он присоединяется к правилам, а в них уже даны все определения: что такое авторизация, СМС-код и т.п. Банк на наш запрос не смог предоставить копию ее заявления с подписью, где было бы согласовано то, что я написал выше. В тех документах, которые он нам выдал, ее подписи нет. Вывод: у банка нет такого согласования с клиентом, он вообще не мог принимать удаленные коды как авторизацию. Получается, что банк превысил должностные полномочия и вольно или невольно оказался причастен к хищению денег, — рассказал представитель потерпевшей правозащитник Дамир Садритдинов.
В заявлении от 2013 года отсутствуют подписи Татьяны Геннадьевны
Фото: Дамир Садритдинов
Начав разбираться, Дамир также выяснил, что полученная сумма кредита ушла в «КУБ Банк» на карточку, реквизиты и владелец которой не указаны.
— Сумма кредита, если читать договор, была выдана путем перечисления на карту «КУБ Банка». По этой карте в кредитном договоре есть только «маска», то есть первые и последние 4 цифры карты из 16. А реквизиты не указаны вовсе. Получается, банк не мог ничего никуда перевести, так как клиент не уточнил, куда именно. А если банк знал куда, то вопрос: почему в договоре с клиентом это не обозначил?
«Странная ситуация: хозяин денег не знает, куда их перевести, а банк знает».
Дамир Садритдинов
— В настоящее время по данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Расследованием занимается специальный отдел по раскрытию уголовных дел, связанных с хищением средств с банковских карт. Просим граждан: будьте бдительны, не сообщайте по телефону никаких кодов, — заявили в пресс-группе УМВД Екатеринбурга.
— Наш банк уделяет пристальное внимание вопросам безопасности, в том числе при работе с дистанционными каналами. Мы тщательно расследуем каждый подобный случай. Сейчас по ситуации, описанной в запросе, проводится внутренняя проверка. Мы выясним все детали произошедшего и обязательно проинформируем о них нашу клиентку. К сожалению, в последнее время отмечается активизация мошенников. Они стремятся узнать конфиденциальную информацию граждан и использовать ее в противозаконных целях. Поэтому мы регулярно напоминаем клиентам о бдительности и правилах безопасности при использовании дистанционных банковских сервисов. Для этого используются все каналы коммуникации, включая сайт банка, СМС-уведомления. Также мы регулярно направляем специальные разъяснительные push-сообщения, — пояснили в пресс-службе «Хоум Кредит Банка».
Источник:e1.ru
Банк "помог" мошенникам похитить деньги екатеринбурженки
В Екатеринбурге 65-летняя Татьяна стала жертвой телефонных мошенников, которые дистанционно оформили на нее кредит в полмиллиона рублей и затем похитили эти деньги. При этом женщина никогда не давала своего согласия на такой бесконтактный способ оформления кредитов. Однако это не стало помехой для «Хоум Кредит Банка», который вольно или невольно поучаствовал в мошеннической схеме и теперь требует деньги с процентами и комиссией с пострадавшей пенсионерки. Женщина не согласилась и намерена судиться с банком.
Мошенники
Татьяна Геннадьевна почти всю жизнь проработала санитаркой в «Новой больнице». В 2013 году на работе ей выдали зарплатную карту «Хоум Кредит Банка». Личным кабинетом она никогда не пользовалась, а просто снимала с карты деньги в банкоматах и расплачивалась ей в магазинах. Октябрьским вечером на ее старый кнопочный телефон поступил тот самый злополучный звонок, после которого женщина в один момент стала должна круглую сумму денег.
— Был вечер вторника, мне позвонили с незнакомого номера и представились сотрудниками банка ВТБ, сказали, что оформляется кредит на 150 тысяч рублей, и просили подтвердить. Я ответила, что не оформляла кредит и не обращалась в ВТБ. После чего они спросили, с какими банками я сотрудничаю. Я не поняла, что это мошенники, и сообщила им, что являюсь клиентом «Хоум Кредит Банка», — рассказала Татьяна.
После этого пенсионерке несколько раз звонили с разных номеров и, убедив, что являются сотрудниками службы безопасности ее банка, просили сообщать коды приходивших СМС-сообщений. Чтобы втереться в доверие, преступники давали пострадавшей советы, как «обезопасить себя от мошенников». Например, не оставлять чеки в магазинах после оплаты картой. Весь разговор занял 15 минут
Через пару часов, когда женщина рассказала о звонках своей дочери, та позвонила на горячую линию банка и заблокировала карту Татьяны Геннадьевны. Однако было уже поздно: на женщину оформили кредит в 500 тысяч рублей под 18% годовых, а также долг 78 тысяч за комиссию банка и 48,5 тысячи за понижение кредитной ставки. В ответ на ее заявление о непричастности к договору из банка прислали документ, сообщающий, что она всё равно обязана платить.
В своем ответе банк делает упор на то, что введение СМС-кода равнозначно подписи на бумаге
Фото: Дамир Садтритдинов
Превышение должностных полномочий
Эта история так и осталась бы одной из сотен подобных, однако, когда женщина обратилась к юристам, те заметили несколько нарушений со стороны банка, благодаря которым мошенникам и удалось похитить деньги. Так, женщина не согласовывала дистанционный способ выдачи кредита. Там, где должна стоять ее подпись, пусто. То есть она не давала согласие на обмен эсэмэсками в качестве замены своей подписи. Теперь правозащитники намерены добиваться в суде признания кредитного договора несущественным.
— Чтобы пользоваться электронными подписями (и кодами по СМС) и у них была сила, человек и банк должны подписать бумажку до этого. Обычно, когда клиент получает карту, он подписывает заявление, в котором указано, что он присоединяется к правилам, а в них уже даны все определения: что такое авторизация, СМС-код и т.п. Банк на наш запрос не смог предоставить копию ее заявления с подписью, где было бы согласовано то, что я написал выше. В тех документах, которые он нам выдал, ее подписи нет. Вывод: у банка нет такого согласования с клиентом, он вообще не мог принимать удаленные коды как авторизацию. Получается, что банк превысил должностные полномочия и вольно или невольно оказался причастен к хищению денег, — рассказал представитель потерпевшей правозащитник Дамир Садритдинов.
В заявлении от 2013 года отсутствуют подписи Татьяны Геннадьевны
Фото: Дамир Садритдинов
Начав разбираться, Дамир также выяснил, что полученная сумма кредита ушла в «КУБ Банк» на карточку, реквизиты и владелец которой не указаны.
— Сумма кредита, если читать договор, была выдана путем перечисления на карту «КУБ Банка». По этой карте в кредитном договоре есть только «маска», то есть первые и последние 4 цифры карты из 16. А реквизиты не указаны вовсе. Получается, банк не мог ничего никуда перевести, так как клиент не уточнил, куда именно. А если банк знал куда, то вопрос: почему в договоре с клиентом это не обозначил?
«Странная ситуация: хозяин денег не знает, куда их перевести, а банк знает».
Дамир Садритдинов
— В настоящее время по данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Расследованием занимается специальный отдел по раскрытию уголовных дел, связанных с хищением средств с банковских карт. Просим граждан: будьте бдительны, не сообщайте по телефону никаких кодов, — заявили в пресс-группе УМВД Екатеринбурга.
— Наш банк уделяет пристальное внимание вопросам безопасности, в том числе при работе с дистанционными каналами. Мы тщательно расследуем каждый подобный случай. Сейчас по ситуации, описанной в запросе, проводится внутренняя проверка. Мы выясним все детали произошедшего и обязательно проинформируем о них нашу клиентку. К сожалению, в последнее время отмечается активизация мошенников. Они стремятся узнать конфиденциальную информацию граждан и использовать ее в противозаконных целях. Поэтому мы регулярно напоминаем клиентам о бдительности и правилах безопасности при использовании дистанционных банковских сервисов. Для этого используются все каналы коммуникации, включая сайт банка, СМС-уведомления. Также мы регулярно направляем специальные разъяснительные push-сообщения, — пояснили в пресс-службе «Хоум Кредит Банка».
Источник:e1.ru