Байеры как подвид E-commerce: как заказать вещь в онлайне и не стать жертвой обмана

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.044
Репутация
11.695
Реакции
61.864
RUB
50
В стремлении стать обладателем ушедших с российского рынка товаров, важно не угодить в ловушку мошеннических действий некоторых "байеров".


Рассказываем, как себя обезопасить...

В конце подготовили для Вас шаблон возможного договора с байером 👌🏻
На прошлой неделе вышла статья, очень полно (на наш взгляд) раскрывающая тему: почему люди никогда не перестанут покупать определенные брендовые вещи.

webp

Продолжая актуальную тему, мы решили рассмотреть категорию "модный посредник" или "байер" через призму правовой действительности.

Да кто же они такие – байеры?

Начнем с того, что байеры – это люди, которые по предварительной договоренности за плату предоставляют Вам услуги по покупке различного рода товаров для бытовых нужд. Выкуп товаров чаще всего происходит в зарубежных магазинах, а коммуникации по поводу приобретения вещи происходят онлайн – через сайты, мессенджеры.

Интересный факт (для нас он таковым являлся): байеры – это уже профессия, познать которую можно, пройдя специализированные обучающие курсы по повышению квалификации, либо переквалификации.

webp

Множество курсов от Skillbox, Moscow Business School, БВШД и проч.

Широкое распространение получили "консьерж-сервисы", на которых Вы сможете выбрать понравившегося байера из огромного числа (буквально – "витрина байеров"), либо обратиться к менеджерам сервиса с целью поиска желаемого товара по фото, проконсультироваться со стилистом и проч.

Очень удобно, очень нужно.

Эта статья не про порицание, а про пользу, т.к., к сожалению, некоторые, так называемые "байеры", под предлогом помощи ведут деятельность мошенническую.

Выявляем суть отношений

Прежде всего, Вы должны четко понимать, доверительные отношения – это хорошо, но, выстраивать товарно-денежные отношения сугубо в онлайне (тот самый E-commerce) с незнакомым человеком – это риск.

Готовы ли Вы рисковать своими деньгами, нервами, временем? Ответ очевиден: нет. Первые действия по страховке себя любимого должны исходить от Вас же.
Байер – незнакомец по ту сторону смартфона –прежде всего, человек, который Вам ничего не должен ровно до момента перевода ему денег. Однако, чтобы появились законные основания привлечения недобросовестного байера к ответственности необходимы веские доводы, проще говоря доказательства.

Ввиду того, что действующее законодательство РФ не закрепляет термин "байер" нормативно, то и возникающие правоотношения с этим субъектом могут носить неопределенный характер, но, тут важно понимать главное:

Вы – заказчик, байер – исполнитель.

Таким образом, между сторонами возникают правоотношения по поводу оказания услуг.
Гражданский кодекс РФ определяет данный тип отношений, как возмездные:

"исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги" (см. ).
  • Перед тем, как сделать заказ у байера, внимательно ознакомьтесь с отзывами: 1) акцентируйте внимание на давность оставленных отзывов; 2) изучите отзывы на различных источниках, т.к. негативные отзывы, как мы знаем, легко подчистить, но нерадивые байеры вряд ли смогут уследить за всем интернет пространством.
  • Если Вы убедились, что байер хорош, и выбрали его, то попросите заключить с Вами договор по поводу оказываемой услуги по выкупу вещи (если сам байер предварительно не предложил Вам этого).

Договор – это не юридическая панацея, это разумный способ выстраивания товарно-денежных отношений

Попросить заключить договор – не стыдно, напротив, вызывает уважение либо приводит к осознанию, что с Вами лучше не шутить.
Разберем пункты, на которые стоит обратить внимание:

1. По какой форме работает байер: ИП/самозанятый.
Зачем это нужно?
Это нужно для установления факта, что байер осуществляет свою деятельность законно, платит налоги, что уже повышает уровень доверия.

2. Предмет договора. По поводу чего заключен договор: какую именно вещь должен выкупить байер, какого размера, цвета, бренда и прочие уточняющие детали на сколько позволит фантазия, можно даже фотографию желаемого товара к договору приложить (например, оформив виде Приложения к Договору №... «Визуализация выкупаемого товара»).

3. Стоимость оказываемой услуги и порядок оплаты. Мы бы советовали разбить этот пункт и отдельно прописать:
  • сумму, оплачиваемую за выкуп вещи (стоимость товара);
  • сумму, оплачиваемую за услуги байера;
  • сумму, оплачиваемую за доставку товара;
  • иные, предусмотренные договоренностями платежи, например, страховка;
  • подпункт, уточняющий способ и порядок оплаты с указанием платежной системы/банка оператора.

4. Срок исполнения услуги. Проще говоря, срок выкупа и отправки Вам вещи. Лучше указывать четкие временные рамки, например, "с момента списания денежных средств с расчетного счета Заказчика в течение ___ дней".

5. Способ возврата и обмена товара. В договор может быть включена оговорка, предложенная самим байером – мол, «товар возврату и обмену не подлежит». Оговорку принять можно, не переживайте. Это оспоримая оговорка в случае чего:

В случае, если товар доставлен с производственным дефектом либо пришла подделка, либо вещь не соответствует ТЗ (предмету договора), т.е. не выполнены условия договора по приобретению вещи, то договор подлежит расторжению; байер обязан вернуть Вам деньги, а Вы – вещь байеру.

6. Срок действия договора. Форс-мажор.

В данном пункте необходимо прописать, по каким основаниям (признакам) Вы признаете, что договор исполнен байером и может быть прекращен; например,

"после получения вещи, оговоренной условиями договора Заказчиком, либо после передачи выкупленной Исполнителем вещи в службу доставки".
  • Также следует отдельно прописать основания, которые стороны признают форс-мажором, т.е. при наступлении которых ни одна из сторон не несет ответственности за неисполнение /ненадлежащее исполнение договора либо вовсе может потребовать досрочного расторжения договора.
Основные пункты договора есть. Переходим к "прочим условиям" (п.7) – еще один пункт, включающий все то, что накопилось…

На самом деле пункт важный, он может регламентировать все дополнительные условия по поводу исполнения услуги. Например, включать прямое указание на то, по каким основаниям Вы приходите к согласию и подтверждаете, что договор принят и подписан сторонами, т.е. то, как бумага обретает силу документа.

"стороны принимают как факт подписания договора обмен смайликами 👍 под данным договором по тексту переписки в указанном мессенджере".

Бумага, как говорится, "терпит все". Креативьте и исходите из взаимного удобства. Однако, составляя договор, помните, что, в случае чего, эта бумага вынесется на суд общественный (судебный). Не стоит сильно уходить в творчество при его составлении.

webp

Типовой шаблон возможного договора можете , а далее творите!

Отдельные рекомендации или "сбор доказательств на всякий случай"

Байер может по каким-то личным причинам отказаться от заключения официального договора, как вариант – не престало ему (байеру) с его то замечательной репутацией бумажками заниматься.

Если так уж случилось, что договор Вы не составляли, действовали по велению сердца – человек по общению приятный, отзывы у него хорошие и аватарка симпатичная…или Вы сами не желаете зарываться в бумажках:

⚡ уточните у байера его данные: ФИО и ИНН;
⚡ восстановите из истории транзакций по платежному сервису чек, подтверждающий перевод денежных средств за услугу;
⚡ соберите фотографии товара, который вы заказывали;
⚡ попытайтесь собрать информацию о байере: по отзывам/через страницы в соц.сетях – любую информацию, позволяющую идентифицировать байера, как личность;
⚡ делайте скриншоты переписки с байером так, чтобы один скрин логически продолжал второй и т.д. Цепочка скриншотов должна доподлинно и беспрерывно отражать всю переписку.

"Зачем так подробно? – спросите Вы. – Разве не достаточно скриншота, фиксирующего лишь предмет и стоимость заказа?". Однозначно не достаточно.

"В случае чего" компетентный орган – полиция, следователь, суд, будут исследовать доказательства в совокупности и неотрывно от ситуации – вырванные из контекста непонятной переписки сообщения могут быть легко оспорены.
Условно, байер скажет, что были дополнительные условия, которые Вы не приложили к переписке и специально не заскриншотили, дабы намеренно, к собственной выгоде очернить ни в чем не повинного байера.

"А как же ответственность за дачу ложных показаний?" – опять же, спросите Вы.

Да, есть такое, но на практике байер может удалить часть переписки и выставить уже Вас лжецом, а обратного не докажешь, если нет первоначальных скринов.
И последний совет-"страховка"…

⚡ договоритесь о том, что байер направит Вам фото товара и чека из магазина, т.е. сразу же после выкупа или даже до этого.
Знаю, что многие байеры делают подробную видеосъемку товара из магазина до момента выкупа, предварительно уточняя у клиента, то/не то…
Это идеальный вариант.

Вышеприведенные действия надежно защитят Вас от недобросовестных действий байера; если предлог о подписании договора не спугнет потенциального обманщика, то на стадии исполнения заказа байер 10 раз подумает, а стоит ли лезть с Вами на рожон.

Что делать, если байер оказался обманщиком

webp


В случае обмана со стороны байера, если, например, он просто пропал после перевода денег за товар либо направил Вам подделку брендовой вещи, Вы всегда можете обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением по поводу неисполнения условий договора и его расторжения/с иском о возмещении ущерба в виде неосновательного обогащения и морального вреда.

Также Вы сможете подать заявление в правоохранительные органы о совершении в отношении Вас преступления.
Однако, для возбуждения уголовного дела, с последующим привлечением "байера" к уголовной ответственности, правоохранительным органам необходимо установить наличие в действиях "байера" признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ "мошенничество".

Постановлением пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 51 разъясняется:


"мошенничество совершается путем обмана или злоупотребления доверием, под воздействием которых владелец имущества или иное лицо передают имущество или право на него другим лицам либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению права на него другими лицами".

Таким образом, чтобы возбудить уголовное дело и привлечь байера к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 159 УК РФ, правоохранительным органом необходимо установить, что:

1. У "байера" был прямой умысел на хищение Ваших денежных средств. Другими словами, недобросовестный "байер" изначально не намеревался исполнять взятое на себя обязательство, а просто хотел получить Ваши деньги;

2. Установить факт того, что "байер" изначально вводил Вас в заблуждение/обманывал, предоставляя ложную информацию о товаре – это называется объективная сторона мошенничества.

Например, условно, сам "байер" живет на соседней улице(естественно, Вы об этом не знаете), таким образом, у него нет реальной возможности выкупить товар; либо "байер" направил Вам подделку, изначально зная, что вещь не оригинальная, но Вам говорил обратное.
Вообще сама процедура возбуждения уголовного дела штука сложная.

С момента подачи Вами заявления о преступлении до момента возбуждения уголовного дела правоохранительные органы проводят проверку, собирают дополнительную информацию, в совокупности подтверждающую наличие состава преступления в действиях "байера". Максимальный срок рассмотрения сообщения о преступлении не может превысить 30 дней. Сами понимаете, что это ничтожно малый срок для качественной проверки человека, о котором у Вас очень мало данных.
Таким образом, из-за сжатых сроков и наличия большой загрузки в работе, сотрудник правоохранительных органов с большей вероятностью откажет в возбуждении уголовного дела из-за недостаточности оснований (доказательств) и порекомендует разрешить данный спор в гражданско-правовом порядке.

Именно поэтому рекомендуется прикладывать "первичную доказательственную базу" (договор, скриншоты переписки, фото товара и квитанции об оплате и проч.) самостоятельно. Это поможет ускорить процесс проверки Вашего заявления о преступлении и принятия по нему решения.

⚡Отдельно рекомендуем производить тщательный осмотр товара при получении на пункте выдачи – делайте подробные фото товара, фото упаковки, фото накладной об отправке.

Данные действия не будут напрасными, если вы обнаружили, что товар пришел к Вам со значительными повреждениями (производственными дефектами) – такие дефекты не могли возникнуть в процессе транспортировки, либо товар – подделка.

Мы не призываем к паранойе по поводу проведения самостоятельных «расследований» при взаимодействии с байером, но простая письменная фиксация договоренностей будет отличным гарантом сохранности Ваших денег и ментального здоровья. Не забывайте про пользу скриншотов переписок!

Вот и саммари статьи в одном абзаце. Также дублируем на договор.


 
  • Теги
    e-commerce
  • Сверху Снизу