О том, что в России появится платформа для усиления «антиотмывочного» контроля банковских транзакций, информация впервые появилась в 2019 году на форуме «Finopolis».
Анонсировал применение новой автоматизированной системы контроля Центробанк. Регулятор решил в названии своего программного продукта использовать английскую аббревиатуру (KYC) «know your customer», которая переводится дословно как «знай своего клиента» (ЗСК).
Разрабатываемая платформа «Знай своего клиента» входит в проект общенационального плана восстановления экономики.
Согласно первоначальному замыслу ЦБ РФ платформа должна помочь кредитным учреждениям оптимизировать процедуры и скорость контроля банковских операций. В частности уменьшить расходы банков при проведении комплаенс-процедур благодаря системной автоматизации контроля, в итоге и бизнесу взаимодействие с банками должно обойтись дешевле.
Однако основная задача, которую должна решать платформа «Знай своего клиента» - это повышение эффективности управления рисками ПОД/ФТ (Противодействие отмыванию доходов (ОД) и финансированию терроризма).
Впрочем, при внедрении любого дополнительного рычага контроля «удобство» и «простота» это наиболее частые аргументы, которые используются для влияния на лояльность пользователей к предстоящим нововведениям.
Новая система в автоматическом режиме будет распределять компании по зонам рисков, используя для этого более сотни разных критериев. Причем Центробанк решил, что не все критерии или маркеры оценки станут объектом публичной информации (Положение ЦБ № 375-П от 02.03.2012 года). О тех критериях оценки, которые решили раскрыть широкой общественности, ЦБ РФ выпустит информационные письма.
Регулятор планировал обновить критерии, но на настоящее время они не утверждены (regulation.gov.ru/p/100461). Выходит правила игры Центробанк установит, но уведомлять о них бизнесменов, особо не планирует, оставив право принятия решений за собой.
Сведения о клиенте банка будут собираться централизованно. Что примечательно в систему изначально закладывается механизм построения дерева связей, также как это происходит в программном комплексе налоговиков АКС-НДС.
Получается, планируется тотальный контроль, скажите вы? В какой-то степени, дела будут обстоять именно так. Платформа во многом будет схожа с успешно зарекомендовавшей себя системой АСК НДС, позволившей налоговой службе свести к минимуму махинации с НДС. Новая система нацелена на то, чтобы убить в нашей стране «обнал» или свести его к минимуму.
Отнесение в желтую (пограничную) зону для бизнеса будет считаться тоже неблагоприятным фактором. Проанализировав комплексно всю информацию о клиенте, платформа посчитала, что бизнесмен осуществляет как законные, так и сомнительные операции. Из желтой зоны клиент может реабилитироваться и перейти в зеленый сектор или есть риск, что банк полностью заблокирует счета, при перемещении в красную зону.
В итоге даже деятельность добропорядочного бизнесмена может быть полностью парализована из-за блокировки операций по счетам, если он перечислит деньги «не тому» контрагенту, который на момент транзакции находится в стоповой зоне. Придется активнее обмениваться со своими контрагентами информацией, придумывать новые регламенты, позволяющие вовремя узнавать, что контрагент попал в красную зону, как больной на карантине и с ним сейчас нельзя взаимодействовать.
Анонсировал применение новой автоматизированной системы контроля Центробанк. Регулятор решил в названии своего программного продукта использовать английскую аббревиатуру (KYC) «know your customer», которая переводится дословно как «знай своего клиента» (ЗСК).
Разрабатываемая платформа «Знай своего клиента» входит в проект общенационального плана восстановления экономики.
Согласно первоначальному замыслу ЦБ РФ платформа должна помочь кредитным учреждениям оптимизировать процедуры и скорость контроля банковских операций. В частности уменьшить расходы банков при проведении комплаенс-процедур благодаря системной автоматизации контроля, в итоге и бизнесу взаимодействие с банками должно обойтись дешевле.
Однако основная задача, которую должна решать платформа «Знай своего клиента» - это повышение эффективности управления рисками ПОД/ФТ (Противодействие отмыванию доходов (ОД) и финансированию терроризма).
Центробанк утверждает, что после запуска платформы произойдет существенное снижение количества необоснованных блокировок проведения операций, что должно благоприятно отразиться на субъектах малого и среднего предпринимательства.
Впрочем, при внедрении любого дополнительного рычага контроля «удобство» и «простота» это наиболее частые аргументы, которые используются для влияния на лояльность пользователей к предстоящим нововведениям.
Алгоритм работы:
Банки будут использовать платформу «Знай своего клиента», в рамках которой до них будет доводиться оценка общего риска клиента. На основе полученного результата будет определен режим работы с клиентом (решение о проведении операции, открытии/закрытии счета и т.д).Новая система в автоматическом режиме будет распределять компании по зонам рисков, используя для этого более сотни разных критериев. Причем Центробанк решил, что не все критерии или маркеры оценки станут объектом публичной информации (Положение ЦБ № 375-П от 02.03.2012 года). О тех критериях оценки, которые решили раскрыть широкой общественности, ЦБ РФ выпустит информационные письма.
Регулятор планировал обновить критерии, но на настоящее время они не утверждены (regulation.gov.ru/p/100461). Выходит правила игры Центробанк установит, но уведомлять о них бизнесменов, особо не планирует, оставив право принятия решений за собой.
Сведения о клиенте банка будут собираться централизованно. Что примечательно в систему изначально закладывается механизм построения дерева связей, также как это происходит в программном комплексе налоговиков АКС-НДС.
Круглосуточно в режиме 24/7 в платформу будет стекаться информация обо всех банковских операциях компаний и ИП, по всем расчетным счетам, не важно, один счет у бизнесмена или несколько, в разном банке эти счета или открыты в одном.
Получается, планируется тотальный контроль, скажите вы? В какой-то степени, дела будут обстоять именно так. Платформа во многом будет схожа с успешно зарекомендовавшей себя системой АСК НДС, позволившей налоговой службе свести к минимуму махинации с НДС. Новая система нацелена на то, чтобы убить в нашей стране «обнал» или свести его к минимуму.
Почему светофор
Клиентов банков будут автоматически делить на три зоны по цветам светофора (красный, желтый, зеленый). Несложно догадаться, что красный цвет для бизнеса хуже всего и отнесение в красную зону- это некий «стоп фактор». Так, если система присвоит бизнесмену красный цвет, то он не просто машинально попадает под усиленный контроль, его счета заблокируют и платежи проводить будет невозможно. Попадание в эту зону означает, что «пациент скорее мертв, чем жив», однако реабилитироваться все-таки возможно. Для этого необходимо выполнить требование банка, устранить нарушения или полностью лишиться банковского обслуживания.Отнесение в желтую (пограничную) зону для бизнеса будет считаться тоже неблагоприятным фактором. Проанализировав комплексно всю информацию о клиенте, платформа посчитала, что бизнесмен осуществляет как законные, так и сомнительные операции. Из желтой зоны клиент может реабилитироваться и перейти в зеленый сектор или есть риск, что банк полностью заблокирует счета, при перемещении в красную зону.
Название платформы «Знай своего контрагента» оправдано еще тем, что зеленый статус можно легко потерять, перечислив деньги контрагенту из красного сектора. Причем, какая компания или ИП с которыми вы сотрудничаете, находится в красной зоне вы знать не будете.
В итоге даже деятельность добропорядочного бизнесмена может быть полностью парализована из-за блокировки операций по счетам, если он перечислит деньги «не тому» контрагенту, который на момент транзакции находится в стоповой зоне. Придется активнее обмениваться со своими контрагентами информацией, придумывать новые регламенты, позволяющие вовремя узнавать, что контрагент попал в красную зону, как больной на карантине и с ним сейчас нельзя взаимодействовать.