49 дней в Тихом океане: невероятная история выживания четверых советских солдат

ДИССИДЕНТ
Valerun

Valerun

Гуру проекта
Ветеран пробива
УВАЖАЕМЫЙ
Private Club
Старожил
Регистрация
12/10/15
Сообщения
22.574
Репутация
19.340
Реакции
143.330
RUB
0
Сделок через гаранта
4
Там на Тихом океане
Тонет баржа с лабухами
Чуваки не унывают
Рок на палубе долбают
Зиганшин - рок, Зиганшин - буги
Зиганшин сорок дней на вьюге,
Зиганшин - буги, Зиганшин - рок,
Зиганшин съел второй сапог

Это отрывок из песни, где Зиганшин реальный участник той самой истории, что я и хочу вам рассказать. И да, ему как-то пришлось в один из тяжёлых дней съесть сапоги.

Произошло это в январе 1960-го года. Возле острова Итуруп (один из островов на Курилах).

17 января 1960 года баржу сорвало со швартовки и унесло в открытый океан. Баржу унесло на целых 1700 км.

Солдаты были спасены 7 марта 1960 года: их заметил американский авианосец «Кирсардж».

История этого невероятного происшествия в советском времени была у многих на слуху. Участники того дрейфа после спасения выступали со своим рассказом о выживании в школах, университетах, заводах.

А вот и их имена: Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов.

Сегодня же если вы спросите у кого-то из молодых: «слышал ли ты про Зиганшина и баржу, что дрейфовала 49 дней в открытом океане?». Скорее всего, услышите удивлённое нет.

49 дней пробыть в Тихом океане, не особо надеясь на помощь, имея запас продовольствия лишь на 3 дня. Да, это настоящая история про выживание и борьбу со стихией.


Карта дрейфа баржи Т-36


Карта дрейфа баржи "Т-36"Баржа "Т-36"
На барже "Т-36" находилось 4 человека: военнослужащие СССР, все молодые солдаты-срочники. Фактически они жили на барже: на ней были оборудованы спальные места, была печка, небольшая кухня.

Баржи на острове Итуруп в основном использовались для хозяйственных нужд: например, помочь разгрузить или загрузить корабли.

Таких самоходных барж было несколько на острове, в том числе и «Т-36».

Надо сказать, что этого происшествия могло бы и не произойти: так как начиная с декабря в тех краях часты сильные штормы. Поэтому баржи на острове Итуруп в середине декабря были вытащены на берег: чтобы и сезон штормов переждать, и починится, если нужно.

Но позже 2 баржи (в том числе и Т-36) вернули в залив: нужно было срочно помогать разгружать корабль, который пришёл с опозданием (холодильник с мясом).


А. Крючковский, А. Зиганшин и Ф. Поплавский. Уже после спасения поступили в мореходное училище. Источник фото: rg.ru


А. Крючковский, А. Зиганшин и Ф. Поплавский. Уже после спасения поступили в мореходное училище. Источник фото: rg.ru
Что произошло 17 января 1960-го года?
Баржи стояли в 200 метрах от берега, Т-36 пришвартовали к бочке, а к Т-36 — другую баржу (всё происходило в заливе Касатка).

Баржи были в связке, когда ночью начался сильный шторм. А потом лопнул трос, который соединял баржи с бочкой.

Действовали так:

Сначала разъединили баржи, чтобы не ударяться друг о друга;

Далее Т-36 запустили двигатели и отошли от берега, чтобы не разбиться о скалы на берегу;

Была попытка бросить якорь;

Но: плохая видимость, очень сильный ветер, снег и дождь мешали бросить якорь.

Поэтому просто выключили двигатели.

Более 10-ти часов они, то приближались к берегу (с выключенными двигателями), то отдалялись (включая их снова).

А потом случилось так, что над островом прошёл циклон: ветер сменил направление, и баржи стало сносить в открытый океан.

Ребята с баржи «Т-36» решили, что здесь только один выход: выброситься на берег. Лучше так, чем неизвестность в океане.

Но, если второй барже повезло и они смогли выброситься на берег, то у «Т-36» всё было печальнее: сначала они наткнулись на скалу и образовалась пробоина в барже, потом закончилось топливо и их стало относить от берега.

Радиостанция перестала работать: попала вода и разрядились батареи питания. Хорошо, что смогли заделать пробоину из подручных средств.

Был отправлен корабль, чтобы найти баржу (или её следы), солдаты обследовали берега острова, а как только погода улучшилась — в разведку полетел самолёт.

Именно солдаты и нашли какие-то обломки, принадлежавшие ранее барже: ящик из-под угля с номером: Т-36 и один спасательный круг.

Версия была такова: что баржа затонула, а экипаж пропал без вести.


49 дней борьбы за жизнь:
На том спасательная операция была закончена.

Но борьба людей за свою жизнь только началась. Потому что баржа не затонула, а все члены экипажа были целы.

Кстати, район, где предположительно дрейфовала их баржа с середины января до середины февраля закрывался для авиации и кораблей. Причина: испытание Советским Союзом межконтинентальных баллистических ракет.

Экипаж баржи об этом узнал из газеты (там была и карта района, который закрывался) «Красная Звезда», обрывок был найден в рубке. Соответственно, они уже тогда думали, что возможно до февраля их никто искать и не будет.

Поэтому с самого первого дня был введён режим жёсткой экономии пресной воды и продуктов.

Запас продуктов, что был на барже:

  • почти 2 ведра картошки, 1 буханка хлеба, 1,5 кг смальца, 1,5 банки тушёнки из свинины, почти 1 кг пшена с горохом, пачка чая, пачка кофе, примерно 50 спичек.
  • вода: остаток, который был в чайнике; ещё был запас пресной воды (больше 120 литров), которой охлаждали двигатели. Как описывает Зиганшин: «рыжая, и с металлическим привкусом».
Поэтому собирали дождевую воду, когда могли.

Топливо для печки использовали самое разное: всякую ветошь, автомобильные покрышки, доски от ящиков итд.

Несмотря на решение об экономии продуктов, Зиганшин убедил товарищей, что нельзя резко переходить на скудный рацион, так как можно сразу ослабнуть. Поначалу в день на каждого приходилось три картофелины, две ложки крупы и две ложки свиной тушёнки, но вскоре рацион сократился до одной картофелины и одной ложки крупы на человека. 27 января экипаж отметил день рождения Крючковского удвоенной нормой — по две картофелины и по две ложки крупы на человека. В качестве подарка было решено преподнести имениннику ещё одну порцию воды, но уговорить его принять такой подарок не удалось, и вода была поделена на всех четверых.
Кроме экономии продуктов экипажу приходилось постоянно откачивать воду из баржи, скалывать лёд.

Выдержать то тяжёлое время им помогли книги, которые нашлись в рубке и гармошка, на которой играл Поплавский.

Запасы еды, которые сами по себе были очень маленькими, они смогли растянуть на 37 дней.

А дальше пришлось питаться тем, что удавалось найти и употребить в пищу или что было похоже на пищу.

Мы кожаный ремень порезали в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и это ели.
Все эти дни Асхат Зиганшин писал записи в бортовой журнал.

Самая последняя неделя перед спасением была и самой тяжёлой: члены экипажа сильно ослабли, находились в полубреде, мёрзли.

Температура воздуха не поднималась выше 7 градусов.


На авианосце Кирсардж. Источник фото: rg.ru


На авианосце "Кирсардж". Источник фото: rg.ru
Спасение:
К счастью, 7 марта 1960 года их обнаружил самолёт авианосца «Кирсардж», он выполнял патрулирование территории.

Позже врач, который осматривал солдат, сделал вывод, что каждый из них потерял в весе примерно 15-20 кг.

Кстати, они и у американцев отличились: не набросились на еду, вели себя достойно.

А ребята с баржи стали знаменитостями, хотя по началу были у них страхи, что могут счесть врагами родины или дезертирами. Всё-таки спасли их американцы…А тогда была «холодная война».

Но всё обошлось.

Что дальше?
У американцев четвёрка простых советских ребят стала знаменитой: пресс-конференции, интервью, почётные граждане Сан-Франциско.

Предлагали остатьтся в штатах, но подкупить не смогли.

А на Родине каждый был награждён орденом Красной Звезды.

И...понеслись встречи, выступления. Почти каждый пионер, школьник и советский человек в те времена слышали имена четвёрки, что так отважно боролись за свою жизнь.

Про эту историю сняли художественный фильм «49 дней» режиссёр Генрих Габай, а также В. Высоцкий написал песню: "Сорок девять дней".


После спасения, слева направо: А. Зиганшин, Ф. Поплавский, И. Федотов, А. Крючковский. Источник фото: rg.ru


После спасения, слева направо: А. Зиганшин, Ф. Поплавский, И. Федотов, А. Крючковский. Источник фото: rg.ru
 
Сверху Снизу