19,6 млн рублей за 2022 год. Парсинг сайтов. 25 советов желающим заняться

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.880
Репутация
62.390
Реакции
277.074
RUB
0
Меня зовут Максим Кульгин, моя компания xmldatafeed занимается парсингом сайтов в России порядка четырёх лет. По итогам прошедшего 2022 года поделюсь советами для тех, кто думает о подобном бизнесе. Бизнес очень интересный, но наполнен нюансами, которые и расскажу в статье.

Хочу подвести итоги 2022 года и дать некоторые советы командам, которые хотят составить нам конкуренцию (не вижу, кстати, в этом ничего страшного, т. к. рынок довольно большой и скорее всего у вас будет свой путь, отличный от нашего). Никого, разумеется, не учу, пишу только наш опыт, с ним можно согласиться или нет — но у нас именно так… Всегда рад комментариям, которые заставляют задуматься и взглянуть на то, что делаем с другого ракурса.

Выдержка из банк-клиента - 2022 год.
Выдержка из банк-клиента - 2022 год.
В 2022 году мы чуть-чуть выросли по сравнению с 2021 годом и, как напишу ниже, февральские события оказали существенное влияние (да и на графике выше это заметно по марту 2022 г.). Сразу отмечу, что расходы и доходы — перетекающий остаток (декабрь 2021 на январь 2022 и т. п.), поэтому не ищите подвоха в том, что расходы больше доходов. Все что зарабатываем тратим на команду, на себя и на инновации (да-да, копошимся потихоньку и пытаемся нащупать новые ниши в этом бизнесе).

Итак…

1. Это проектный бизнес.
Я мечтаю о продуктовом бизнесе, где затраты, по мере роста клиентской базы, растут не так линейно. В парсинге вы столкнетесь с обратным. Сейчас у нас 6 программистов fulltime и я понимаю, что если придут 2-3 крупных клиента — будем нанимать еще ребят (место, ПК, обучение и т. п.).

2. Продукт из парсинга нам сделать сложно. Подходили к этому «снаряду» пару раз, начинали и… бросали. Не утверждаю, что продуктовый подход тут не подойдет, но у нас видимо не хватает знаний, чтобы сделать. Решили больше даже не начинать :)

3. Аналитика никому особо не нужна. В комментариях к прошлым публикациям было много советов, что нужно делать аналитику и продавать дороже. Воодушевился, кинулись и … у нас не получилось. Не просят, не нужно, делают сами внутри своих систем (1С, Ексель, PowerBI, Google BigQuery и т. п.) . Плюнули и теперь даже не пытаемся. Концентрируемся на стабильном парсинге и предоставлении данных. Формат, кстати, не важен - csv/json/xml/excel - просят по разному.

4. Матчинг товаров не получается. Вы не поверите, но постоянно пишут микро-команды из очень умных ребят (пишу без малейшей иронии), которые предлагают сделать матчинг товаров с использованием "новых алгоритмов на базе (сверточных, пузырьковых и т. п.) нейронных сетей" и зарабатывать вместе. Даем на тестирование два набора данных аптечных сетей и просим связать товары между собой. Результат? Немногим лучше, чем с использованием вот бесплатного модуля для Excel. Я не утверждаю, что это невозможно, но факт в том, что за много лет у нас так и не получилось делать матчинг товаров лучше, чем руками человека.

5. СВО повиляло. Ощутили резкое падение выручки, боялись что бизнес «усохнет». Много клиентов ушло, но спасло то, что 50% из них потом вернулись и пришли новые в конце весны. Спасает то, что данные всегда будут нужны.

6. Невозможно парсить все сайта. Есть сайты, которые мы не парсим в нужных объемах и отказываем клиентам. Кто-то скажет, мол это нехватка компетенций — не соглашусь. Дело в том, что когда у вас стоят задачи на неделю вперед по текущим клиентам, которые платят — команда будет заниматься не исследовательской работой, а именно этими горящими задачами.

Хотите проверить свои способности в парсинге — Леруа Мерлен, регионы Москва + Питер, данные каждый день по всем товарам. Получится? Мы с вами работаем :)

7. Холодные продажи у нас не работают. Мы так и не смогли внедрить «холодные» продажи на услугу парсинга. Делали несколько попыток, разными специалистами — не получается и все. Все клиенты приходят с сайта.

8. Поддержка только в «явочном порядке». Когда к вам приходит клиент и просит парсить, условно 450 сайтов (у нас есть такой), то отдел поддержки просто физически не сможет каждый день проверять содержимое всех CSV/XLS — файлов. Все, что удается системно делать — анализировать разницу в количестве данных между «вчера« и »сегодня» и при резком отличии в количестве — залезать «внутрь».

9. Вам будут нужны bare metal сервера — ищите просто где дешевле и все. Желательно в регионе, где находятся источники для вашего парсинга (у нас в ДЦ в Москве).

10. Вам потребуется хостер с безлимитным трафиком. Добавить нечего. Никаких «облаков» с тарификацией по гигабайтам.

11. Никогда не соглашайтесь на парсинг изображений. Только ссылки на картинки на сайтах-первоисточниках. Вопрос в авторском праве, ну а главное — объем данных. Будет много сайтов, вы просто не «переварите» объемы.

12. Вам нужен будет хостер, кто адекватно воспринимает abuse. Раз в квартал хостер будет получать abuse от тех сайтов, которые вы парсите. Не очень ведь здорово, если хостер просто отключит вам сервера? Поэтому договаривайтесь на «берегу».

13. Не занимайтесь парсингом персональных данных. Просить будут регулярно, не соглашайтесь. Причина? Это будет не бизнес, а временная «темка». Есть закон и он суров. Вы должны на 99% быть в правовом поле. Почему именно 99%? 1% оставляю на нюансы, которые вы будете обсуждать интимно с заказчиками (бывает разное, поверьте).

14. Вас будут постоянно просить сделать базы для спама. Каждый день мы получает 5-6 запросов на создание баз компаний, но каждый первый просит, чтобы в этой базе были личные контакты ЛПР (генерального, директора по маркетингу и т. п.). Решения нет, т. к. см. пункт выше про персональные данные.

15. Парсинг — это не rocket sience. Полно готовых библиотек, особенно для python и я уверен, что каждый может оказывать услуги парсинга в сегменте b2b. Что является вашим конкурентным преимуществом? Только известность и команда (я понимаю, что звучу как «капитан очевидность», но так и есть).

16. Язык программирования не важен. Добавить нечего. Клиента вообще не интересует, на чем вы программируете.

17. Не соглашайтесь на просьбы сделать «программку для парсинга». Парсинг — это услуга. Нас регулярно просят сделать «скрип, чтобы парсил на моем ПК». Отказываем. Причина? Ну думаю она и так понятна — замучают поддержкой, т. к. любой изменение разметки сайта и «скрипт» не работает.

18. Мобильные прокси — ваше «все». Добавить нечего. Советую иметь пару поставщиков.

19. Люди предпочитают писать заявки на парсинг с личных почтовых адресов. Объяснения этому у меня нет, просто примите как данность. Даже крупные, известные компании, заявки на парсинг часто пишут с личных адресов их сотрудников.

20. Поддержки очень много, поверьте. Нет, не так — ее просто «завались»! Половина команды работает над исправлением сбоев (изменилась разметка сайта — парсинг остановился), а половина — над подключением новых сайтов.

21. Cloudflare обходится. Тут добавить нечего. Скорость падает, это факт, но данные собираются. Да и qrator (ребята однозначно молодцы, защищают от ddos) тоже обходится.

22. Решение капчи — ваше «все». Сервисов полно, выбирайте любой на ваш вкус. Замедляет парсинг ощутимо и это как раз и приведет к тому, что части клиентов приходится отказывать в оказании услуги, ведь люди хотят парсить все и сразу :) — а так не получается.

24. Западные рынки? Не получилось. После выхода первых статей (ссылки выше), получил много предложений развивать парсинг на западных рынках (точнее глобальных — был Уругвай, Чили, Европа и т. п.). Не срослось и даже не могу внятно объяснить почему, просто факт. Полагаю, что для глобального развития нужен продукт, а парсинг — это услуга.

25. Будут клиенты на 500 сайтов и цена за каждый сайт падает. У нас есть клиент, для которого надо парсить ~450 сайтов в месяц. В месяц мы берем максимум 80 сайтов на подключение (не забывая про поддержку тех, которые уже подключили). Цена за сайт при таком количестве снижается до 2000 р. в месяц, а работы очень много.

На этом пока всё. Надеюсь, что было полезно и интересно.

p.s. забыл добавить пункт 26 - продажа результатов парсинга нескольким клиентам - спешу вас разочаровать - в 90% запросов парсинг уникален и не подлежит перепродаже. А как бы хотелось...








 
Сверху Снизу