10 самых странных и диких примеров: от музыкальных инструментов из костей, до книг из человеческой кожи в духе «Некрономикона».
Ботинки из кожи преступника
Джордж Фрэнсис Уорден по прозвищу Джордж Большой Нос был конокрадом и грабителем поездов на Диком Западе. В 1878 году он вместе с подельниками убил пару помощников шерифа и рванул в Монтану. Там его длинный язык довел его до ареста и Уордена приговорили к повешению. До виселицы он не доехал: разъяренная толпа линчевала его, повесив на телеграфном столбе. Бандит так сопротивлялся, что веревкой ему полностью срезало уши (это видно на посмертном слепке его головы — они содраны напрочь).
На этом злоключения конокрада не кончились. Вскоре после того, как его похоронили, Джорджа выкопали два доктора, Томас Мэги и Джон Осборн. Они решили: раз уж разбойника все ненавидели, никто не будет против, если они используют его тело на благо науки. Правда, представления о науке у них были неортодоксальные. Сняв с него кожу и выдубив ее, врачи изготовили:
— Башмаки. Причем за основу взяты башмаки самого Джорджа, снятые с его трупа.
— Докторский саквояж.
— Изящный кошелек.
Кроме того, из его черепа сделали пепельницу. Существует легенда, согласно которой Джон Осборн, впоследствии став первым губернатором от партии демократов в своем штате, пошел в ботинках из Джорджа на свою инаугурацию.
Тибетские флейты и барабаны из костей
Ганлин- это флейта из бедренной кости человека, которая используется в ритуалах тибетского буддизма. Причем для инструмента подходят далеко не все человеческие останки: в идеале это должны быть кости девочки или мальчика из брахманской семьи. Однако подходят также кости преступника или человека, умершего от болезни.
Флейта ганлин используется вместе с барабаном из двух человеческих черепов в ритуале, который называется чод. Смысл ритуала — отпугнуть злых духов и ублажить гневливых богов, а также напомнить простым смертным о тщетности их существования.
Штаны из исландца
По какой-то причине исландцы XVII века считали, что если надеть на себя штаны из кожи мертвеца, то это сделает любого чертовски удачливым и богатым. Эта магическая вещь называется «науброук» (буквально «некроподштанники») и сделать ее очень непросто. Во-первых, вам нужно получить разрешение от умирающего, тот должен позволить вам использовать его кожу после смерти. Во-вторых, кожу ниже пояса надо снять мастерски: от пупа и до кончиков пальцев не должно быть ни единой дыры.
Затем в мошонку мертвеца кладется монета, украденная у вдовы, и гальдрастав — магические руны, начертанные на бумаге. После этого штаны нужно надеть на себя и, в идеале, ходить в них почти всю жизнь не снимая. Перед смертью их нужно передать потомкам, чтобы они тоже ходили в штанах из мертвеца, заправив свою мошонку в мошонку давно умершего человека, где побрякивает монетка и бумажка. Кажется, никакие богатства мира не стоят этого.
Лира из черепа
Эта лира — один из самых крутых экспонатов в нью-йоркском музее Метрополитан. Она была приобретена у некоего коллекционера в конце XIX века. Изначально ее относили к артефактам Южной Африки, но с 1906 года лиру из черепа принято считать произведением центральноафриканских мастеров.
Что это за вещь, и зачем она нужна на самом деле — не совсем ясно. Хочется верить, что это культовый реликт тайных обществ Африки (которые до сих пор существуют на континенте); что-то демоническое и колдовское. Впрочем, может оказаться и так, что эту лиру создал какой-нибудь ушлый африканский торгаш, который знал, что подобные безделицы можно задорого впарить европейским исследователям.
Одеяние ацтекского жреца
Шипе-Тотек — добрый бог ацтекского пантеона. Он отвечает за обновление жизни, всходы, урожай, сытость и простое крестьянское счастье. Но, как это обычно бывает в архаичных аграрных культах, у подобных богов всегда оказывается обратная, хтоническая сторона.
Раз в год, весной, добрый Шипе-Тотек требует, чтобы ему устраивали праздник Тлакашипеуалицтли. Во время этого фестиваля ацтекские жрецы заживо сдирали кожу с пленников и потом еще три недели расхаживали в ней, как в жакетах. При этом кожа должна быть снята не с какого-нибудь доходяги, а с гладиатора, убитого в священном бою. Для этого ацтеки привязывали одну ногу пленного к камню или шесту и давали ему Орудие. Затем на него нападали четверо ацтекских воинов, а когда им удавалось побороть жертву, в дело вступали жрецы со своими обсидиановыми ножами.
Кожа шла на костюмы, а плоть несчастного ритуально съедалась. Для самих ацтеков это было не дикарством, а осмысленным и одухотворенным ритуалом: человек, с которого сняли кожу, символизировал семена, с которых счищают шелуху, а его кровь — грядущие дожди, которые ниспошлет Шипе-Тотек.
Справедливости ради, если пленный показывал себя великим воином и давал отпор, его могли отпустить. Но в истории, судя по всему, сохранился только один подобный случай: пленник по имени Тлауикол, зарубивший 20 ацтеков, был с почестями отправлен домой.
Ритуальные маски экои
Ритуальные маски народа экои из Нигерии — одни из самых сложных в мире. Их не только трудно сделать, но и довольно тяжело носить: они очень комплексные, часто громоздкие, с несколькими лицами и нередко с лавкрафтианскими отростками по полметра длиной. Многие из них покрыты кожей. В некоторых случаях — кожей людей.
Нужно сразу отметить, что сами экои не такие уж кровожадные, и маски из человеческой плоти у них не в почете. Однако в Нигерии уже несколько столетий существует так называемое «Общество Леопарда» — тайный культ, практикующий человеческие жертвоприношения. «Леопарды» были известны как свирепые воины и безжалостные работорговцы.
Именно им приписывают создание масок, покрытых человеческой кожей, которую они, судя по всему, снимали с рабов во время своих ритуалов. Причем это было не только элементом культа, но и инструментом террора.
Книги из человеческой кожи
«Некрономикон», сделанный из человеческой кожи, — не такая уж незаурядная вещь, если подумать. В Новое время многие пациенты именитых врачей почитали за честь завещать свою кожу для переплетов великих анатомических трудов. А к XIX столетии такое явление, как антроподермический переплет вообще стало чуть ли не обыденным. Дело в том, что в век прагматизма даже бесхозные тела повешенных преступников были настоящей золотой жилой. Их использовали как объекты для изучения в анатомических театрах, их органы заспиртовывали в банках и выставляли на публику, а кожу дубили для всяких милых безделушек.
Подарить другу или тестю книгу с переплетом из кожи висельника многим казалось знаком респектабельности. Вот самые любопытные из подобных сохранившихся книг:
— «Практические вопросы о законах короля Испании». У этой книги существует один экземпляр с жутким переплетом, но сентиментальной историей. Надпись на последней странице гласит: «Переплет этой книги — все, что осталось от моего доброго друга Джонаса Райта, с которого заживо содрали кожу африканцы вайюма 4 августа 1632 года. Король Бтеса отдал мне книгу — одну из немногих оставшихся от бедного Джонаса вещей, а также лоскут его кожи для переплета. Requiescat in pace».
— Вергилий, «Георгики». Пасторальная поэма древнеримского поэта, которая посвящена земледелию, плодоводству, виноградарству, скотоводству и пчеловодству. В XVIII веке ее перевел на французский поэт Жак Делиль, но кому-то, видимо, стихи про пчелок показались пресноватыми. Этот некто пробрался в морг, где лежало тело Делиля, содрал с него кусок кожи и сделал переплет для «Георгик».
— Судебные записи Убийства в красном амбаре. В 1827 году бедовый парень Вилли Кордер убил свою подругу Марию и закопал в амбаре. В конце концов его преступление раскрыли, Вилли повесили, а из его кожи сделали переплет для его собственного уголовного дела.
— Сборник стихов Джона Мильтона. В 1830 году английский крысолов Джордж Кадмор отравил свою жену мышьяком, был пойман и повешен. По доброй традиции его тело отдали анатомам, а уже те пустили его кожу на оформление прекрасного сборника Мильтона. Поэт, кстати, как и Вергилий, любил рисовать пасторальные картины в своих стихах.
Ад и мерзость Эда Гина
Эд Гин- знаменитый серийный убийца, который повлиял на американскую культуру не меньше, чем Чарльз Мэнсон. Он жил в штате Висконсин, его отец был алкоголиком, а мать — полусумасшедшей религиозной фанатичкой, которая наказывала его за общение с другими детьми и поломала ему психику.
После того, как отец, мать и старший брат Гина умерли, он превратил доставшуюся ему в наследство ферму в одно из самых жутких мест на Земле. Эд выкапывал трупы с окрестных кладбищ, снимал с них кожу и делал из нее всевозможные безделицы. В какой-то момент тел с кладбищ стало не хватать, и Гин убил как минимум двух женщин, которые напоминали ему о матери — тоже ради материалов для крафтинга. Когда полиция устроила обыск на ферме Эда, она нашла там такие вещи:
— Маски из человеческой кожи и отрубленные головы. Судя по всему, Гин развесил их по дому «для красоты».
— Одежда из человеческой кожи: две пары штанов, жилет, костюм.
— Перчатки, сделанные из кожи с кистей рук.
— Стул, обитый человеческой кожей.
— Пояс из женских сосков.
— Девять вульв в обувной коробке.
— Четыре носа.
— Мусорная корзина из человеческой кожи.
— Тарелка для супа, сделанная из черепа.
— Две чаши-свечи из черепов.
— Пара губ на шнуровке от оконной шторы.
— Абажур из кожи, снятой с человеческого лица.
Неудивительно, что ферму вскоре сожгли, а Эд Гин провел остаток своей жизни в психиатрической лечебнице. Зато по количеству упоминаний и отсылок к нему в поп-культуре он — лидер среди американских маньяков. «Психо», «Американский психопат», Кожаное Лицо из «Техасской резни бензопилой» — все это берет начало на ферме Гина.
Архитектурные украшения из костей
Чешская церковь, известная как Костница в Седлеце — прекрасное место, чтобы подумать о бренности человеческого бытия. Изначально это был ничем не примечательный костел, но однажды местный аббат привез из паломничества в Святую Землю горсть земли с Голгофы. С этих пор кладбище при церкви стало невероятно популярным в округе — истово верующие хотели быть похороненными именно здесь.
Со временем останков накопилось огромное количество. Девать их было просто некуда, так что построили оссуарий, то есть склеп для хранения костей. В XIX веке, когда переполнился и он, дворяне Шварценберги, владеющими этими землями, наняли резчика по дереву по имени Франтишек Ринт, чтобы он придумал, как разместить кости компактнее, да еще и поэстетичнее. Так появилось это странное произведение искусства, где кости сорока тысяч усопших превратились в единую композицию.
У Костницы в Седлеце есть аналоги и в других католических странах: Санта-Мария-делла-Кончеционе в Италии и Capela dos Ossos (буквально «Часовня Костей») в Португалии.
Камера обскура из черепа
Современный художник, а по совместительству дайвер и искатель сокровищ Уэйн Мартин Белгер создал потрясающее произведение искусства, которое само способно делать произведения искусства. Он называет это «Камера Третий Глаз», и она представляет собой камеру обскура, сделанную из останков 13-летней девочки.
Девочка была убита в Техасе 150 лет назад, после чего ее череп просто пылился в медицинской коллекции. Уэйн решил дать ему вторую жизнь, превратив в камеру обскура: он просверлил во лбу небольшое отверстие, которое окружил драгоценными камнями зеленого, янтарного и бордового цвета. Затем он распилил череп напополам (чтобы можно было вставлять светочувствительную пленку) и поместил конструкцию в алюминиевый корпус.
Камере требуется около полутора часов для того, чтобы изображение окончательно закрепилось на пленке, но результаты поразительны. Картины, которые буквально созревают в черепе, похожи на фотографии призраков или потусторонней, макабрической реальности.
Ботинки из кожи преступника
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Джордж Фрэнсис Уорден по прозвищу Джордж Большой Нос был конокрадом и грабителем поездов на Диком Западе. В 1878 году он вместе с подельниками убил пару помощников шерифа и рванул в Монтану. Там его длинный язык довел его до ареста и Уордена приговорили к повешению. До виселицы он не доехал: разъяренная толпа линчевала его, повесив на телеграфном столбе. Бандит так сопротивлялся, что веревкой ему полностью срезало уши (это видно на посмертном слепке его головы — они содраны напрочь).
На этом злоключения конокрада не кончились. Вскоре после того, как его похоронили, Джорджа выкопали два доктора, Томас Мэги и Джон Осборн. Они решили: раз уж разбойника все ненавидели, никто не будет против, если они используют его тело на благо науки. Правда, представления о науке у них были неортодоксальные. Сняв с него кожу и выдубив ее, врачи изготовили:
— Башмаки. Причем за основу взяты башмаки самого Джорджа, снятые с его трупа.
— Докторский саквояж.
— Изящный кошелек.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Кроме того, из его черепа сделали пепельницу. Существует легенда, согласно которой Джон Осборн, впоследствии став первым губернатором от партии демократов в своем штате, пошел в ботинках из Джорджа на свою инаугурацию.
Тибетские флейты и барабаны из костей
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Ганлин- это флейта из бедренной кости человека, которая используется в ритуалах тибетского буддизма. Причем для инструмента подходят далеко не все человеческие останки: в идеале это должны быть кости девочки или мальчика из брахманской семьи. Однако подходят также кости преступника или человека, умершего от болезни.
Флейта ганлин используется вместе с барабаном из двух человеческих черепов в ритуале, который называется чод. Смысл ритуала — отпугнуть злых духов и ублажить гневливых богов, а также напомнить простым смертным о тщетности их существования.
Штаны из исландца
По какой-то причине исландцы XVII века считали, что если надеть на себя штаны из кожи мертвеца, то это сделает любого чертовски удачливым и богатым. Эта магическая вещь называется «науброук» (буквально «некроподштанники») и сделать ее очень непросто. Во-первых, вам нужно получить разрешение от умирающего, тот должен позволить вам использовать его кожу после смерти. Во-вторых, кожу ниже пояса надо снять мастерски: от пупа и до кончиков пальцев не должно быть ни единой дыры.
Затем в мошонку мертвеца кладется монета, украденная у вдовы, и гальдрастав — магические руны, начертанные на бумаге. После этого штаны нужно надеть на себя и, в идеале, ходить в них почти всю жизнь не снимая. Перед смертью их нужно передать потомкам, чтобы они тоже ходили в штанах из мертвеца, заправив свою мошонку в мошонку давно умершего человека, где побрякивает монетка и бумажка. Кажется, никакие богатства мира не стоят этого.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Лира из черепа
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Эта лира — один из самых крутых экспонатов в нью-йоркском музее Метрополитан. Она была приобретена у некоего коллекционера в конце XIX века. Изначально ее относили к артефактам Южной Африки, но с 1906 года лиру из черепа принято считать произведением центральноафриканских мастеров.
Что это за вещь, и зачем она нужна на самом деле — не совсем ясно. Хочется верить, что это культовый реликт тайных обществ Африки (которые до сих пор существуют на континенте); что-то демоническое и колдовское. Впрочем, может оказаться и так, что эту лиру создал какой-нибудь ушлый африканский торгаш, который знал, что подобные безделицы можно задорого впарить европейским исследователям.
Одеяние ацтекского жреца
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Шипе-Тотек — добрый бог ацтекского пантеона. Он отвечает за обновление жизни, всходы, урожай, сытость и простое крестьянское счастье. Но, как это обычно бывает в архаичных аграрных культах, у подобных богов всегда оказывается обратная, хтоническая сторона.
Раз в год, весной, добрый Шипе-Тотек требует, чтобы ему устраивали праздник Тлакашипеуалицтли. Во время этого фестиваля ацтекские жрецы заживо сдирали кожу с пленников и потом еще три недели расхаживали в ней, как в жакетах. При этом кожа должна быть снята не с какого-нибудь доходяги, а с гладиатора, убитого в священном бою. Для этого ацтеки привязывали одну ногу пленного к камню или шесту и давали ему Орудие. Затем на него нападали четверо ацтекских воинов, а когда им удавалось побороть жертву, в дело вступали жрецы со своими обсидиановыми ножами.
Кожа шла на костюмы, а плоть несчастного ритуально съедалась. Для самих ацтеков это было не дикарством, а осмысленным и одухотворенным ритуалом: человек, с которого сняли кожу, символизировал семена, с которых счищают шелуху, а его кровь — грядущие дожди, которые ниспошлет Шипе-Тотек.
Справедливости ради, если пленный показывал себя великим воином и давал отпор, его могли отпустить. Но в истории, судя по всему, сохранился только один подобный случай: пленник по имени Тлауикол, зарубивший 20 ацтеков, был с почестями отправлен домой.
Ритуальные маски экои
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Ритуальные маски народа экои из Нигерии — одни из самых сложных в мире. Их не только трудно сделать, но и довольно тяжело носить: они очень комплексные, часто громоздкие, с несколькими лицами и нередко с лавкрафтианскими отростками по полметра длиной. Многие из них покрыты кожей. В некоторых случаях — кожей людей.
Нужно сразу отметить, что сами экои не такие уж кровожадные, и маски из человеческой плоти у них не в почете. Однако в Нигерии уже несколько столетий существует так называемое «Общество Леопарда» — тайный культ, практикующий человеческие жертвоприношения. «Леопарды» были известны как свирепые воины и безжалостные работорговцы.
Именно им приписывают создание масок, покрытых человеческой кожей, которую они, судя по всему, снимали с рабов во время своих ритуалов. Причем это было не только элементом культа, но и инструментом террора.
Книги из человеческой кожи
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«Некрономикон», сделанный из человеческой кожи, — не такая уж незаурядная вещь, если подумать. В Новое время многие пациенты именитых врачей почитали за честь завещать свою кожу для переплетов великих анатомических трудов. А к XIX столетии такое явление, как антроподермический переплет вообще стало чуть ли не обыденным. Дело в том, что в век прагматизма даже бесхозные тела повешенных преступников были настоящей золотой жилой. Их использовали как объекты для изучения в анатомических театрах, их органы заспиртовывали в банках и выставляли на публику, а кожу дубили для всяких милых безделушек.
Подарить другу или тестю книгу с переплетом из кожи висельника многим казалось знаком респектабельности. Вот самые любопытные из подобных сохранившихся книг:
— «Практические вопросы о законах короля Испании». У этой книги существует один экземпляр с жутким переплетом, но сентиментальной историей. Надпись на последней странице гласит: «Переплет этой книги — все, что осталось от моего доброго друга Джонаса Райта, с которого заживо содрали кожу африканцы вайюма 4 августа 1632 года. Король Бтеса отдал мне книгу — одну из немногих оставшихся от бедного Джонаса вещей, а также лоскут его кожи для переплета. Requiescat in pace».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
— Вергилий, «Георгики». Пасторальная поэма древнеримского поэта, которая посвящена земледелию, плодоводству, виноградарству, скотоводству и пчеловодству. В XVIII веке ее перевел на французский поэт Жак Делиль, но кому-то, видимо, стихи про пчелок показались пресноватыми. Этот некто пробрался в морг, где лежало тело Делиля, содрал с него кусок кожи и сделал переплет для «Георгик».
— Судебные записи Убийства в красном амбаре. В 1827 году бедовый парень Вилли Кордер убил свою подругу Марию и закопал в амбаре. В конце концов его преступление раскрыли, Вилли повесили, а из его кожи сделали переплет для его собственного уголовного дела.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
— Сборник стихов Джона Мильтона. В 1830 году английский крысолов Джордж Кадмор отравил свою жену мышьяком, был пойман и повешен. По доброй традиции его тело отдали анатомам, а уже те пустили его кожу на оформление прекрасного сборника Мильтона. Поэт, кстати, как и Вергилий, любил рисовать пасторальные картины в своих стихах.
Ад и мерзость Эда Гина
Эд Гин- знаменитый серийный убийца, который повлиял на американскую культуру не меньше, чем Чарльз Мэнсон. Он жил в штате Висконсин, его отец был алкоголиком, а мать — полусумасшедшей религиозной фанатичкой, которая наказывала его за общение с другими детьми и поломала ему психику.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
После того, как отец, мать и старший брат Гина умерли, он превратил доставшуюся ему в наследство ферму в одно из самых жутких мест на Земле. Эд выкапывал трупы с окрестных кладбищ, снимал с них кожу и делал из нее всевозможные безделицы. В какой-то момент тел с кладбищ стало не хватать, и Гин убил как минимум двух женщин, которые напоминали ему о матери — тоже ради материалов для крафтинга. Когда полиция устроила обыск на ферме Эда, она нашла там такие вещи:
— Маски из человеческой кожи и отрубленные головы. Судя по всему, Гин развесил их по дому «для красоты».
— Одежда из человеческой кожи: две пары штанов, жилет, костюм.
— Перчатки, сделанные из кожи с кистей рук.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
— Стул, обитый человеческой кожей.
— Пояс из женских сосков.
— Девять вульв в обувной коробке.
— Четыре носа.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
— Мусорная корзина из человеческой кожи.
— Тарелка для супа, сделанная из черепа.
— Две чаши-свечи из черепов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
— Пара губ на шнуровке от оконной шторы.
— Абажур из кожи, снятой с человеческого лица.
Неудивительно, что ферму вскоре сожгли, а Эд Гин провел остаток своей жизни в психиатрической лечебнице. Зато по количеству упоминаний и отсылок к нему в поп-культуре он — лидер среди американских маньяков. «Психо», «Американский психопат», Кожаное Лицо из «Техасской резни бензопилой» — все это берет начало на ферме Гина.
Архитектурные украшения из костей
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Чешская церковь, известная как Костница в Седлеце — прекрасное место, чтобы подумать о бренности человеческого бытия. Изначально это был ничем не примечательный костел, но однажды местный аббат привез из паломничества в Святую Землю горсть земли с Голгофы. С этих пор кладбище при церкви стало невероятно популярным в округе — истово верующие хотели быть похороненными именно здесь.
Со временем останков накопилось огромное количество. Девать их было просто некуда, так что построили оссуарий, то есть склеп для хранения костей. В XIX веке, когда переполнился и он, дворяне Шварценберги, владеющими этими землями, наняли резчика по дереву по имени Франтишек Ринт, чтобы он придумал, как разместить кости компактнее, да еще и поэстетичнее. Так появилось это странное произведение искусства, где кости сорока тысяч усопших превратились в единую композицию.
У Костницы в Седлеце есть аналоги и в других католических странах: Санта-Мария-делла-Кончеционе в Италии и Capela dos Ossos (буквально «Часовня Костей») в Португалии.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Камера обскура из черепа
Современный художник, а по совместительству дайвер и искатель сокровищ Уэйн Мартин Белгер создал потрясающее произведение искусства, которое само способно делать произведения искусства. Он называет это «Камера Третий Глаз», и она представляет собой камеру обскура, сделанную из останков 13-летней девочки.
Девочка была убита в Техасе 150 лет назад, после чего ее череп просто пылился в медицинской коллекции. Уэйн решил дать ему вторую жизнь, превратив в камеру обскура: он просверлил во лбу небольшое отверстие, которое окружил драгоценными камнями зеленого, янтарного и бордового цвета. Затем он распилил череп напополам (чтобы можно было вставлять светочувствительную пленку) и поместил конструкцию в алюминиевый корпус.
Камере требуется около полутора часов для того, чтобы изображение окончательно закрепилось на пленке, но результаты поразительны. Картины, которые буквально созревают в черепе, похожи на фотографии призраков или потусторонней, макабрической реальности.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация